Управление по контролю за иностранными активами Минфина США сообщило, что «Литовская железная дорога» (ЛЖД) не обязана останавливать транзит белорусских удобрений во исполнение американских санкций. Между тем компания все равно намеревается разорвать отношения с «Беларуськалием». Прибалтийскую республику не интересует, является ли это эффективным инструментом в борьбе с «последним диктатором Европы». Правящая партия Литвы решает свои собственные внутриполитические задачи, прикрываясь «пугалом» Лукашенко.
Как известно, гендиректор ЛЖД Мантас Бартушка уже узнавал у представителей Минфина США, нужно ли его компании разрывать контракты с «Беларуськалием». «В ходе беседы нам разъяснили и нас заверили, что если американские субъекты не участвуют в цепочке поставок, то санкции не действуют», — заявлял Бартушка.
Теперь его слова подтверждены документально.
ЛЖД получила официальный ответ из Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), в котором говорится, что литовцы не обязаны исполнять санкции США в отношении «Беларуськалия».
Об этом 20 декабря сообщил представитель железнодорожной компании Мантас Дубаускас.
Еще пару недель назад представители правящей партии Литвы во главе с премьер-министром Ингридой Шимоните могли «косить» под слабоумных: дескать, мы не знаем, как действуют санкции США, этот вопрос требует дополнительных разбирательств. Теперь ситуация прояснилась.
Никто не заставляет Литву отказываться от белорусского транзита — это исключительно ее собственная инициатива.
Остается только разобраться, с чем связана маниакальная жажда консерваторов пилить сук, на котором сидит Литва.
Одна из причин лежит на поверхности: прибалтийская республика банально выслуживается перед американцами. Плох тот «холоп», который не проявляется солидарности с «барином».
Но это лишь одна сторона медали.
Фасадом борьбы с «последней диктатурой Европы» правящая партия Литвы маскирует внутриполитическую борьбу.
Одну из промежуточных задач «ландсбергисты» уже решили: Мантас Бартушка вскоре добровольно покинет свой высокий пост. К такому решению пришло правление ЛЖД, рассмотрев обращение министра транспорта и коммуникаций Литвы Марюса Скуодиса. Именно он предположил, что после скандала с «Беларуськалием» Бартушка будет вынужден сложить полномочия.
Что конкретно нарушил глава «Литовской железной дороги»? Ничего. Уволить его можно разве что с формулировкой «за образцовую законопослушность». Бартушка действовал в полном соответствии со своими контрактными обязательствами и рекомендациями Минфина США, которые сам же предусмотрительно запросил.
Скуодис первым предположил, что 8 декабря транзит белорусских удобрений через Литву прекратится. Когда этого не произошло, он закатил скандал и заявил о готовности уйти в отставку, но Ингрида Шимоните его не отпустила.
В итоге глава Минтранса остается на своем посту, а главу ЛЖД непонятно за что убирают в «добровольно-принудительном» порядке.
Такую же судьбу готовят руководителю Клайпедского порта Альгису Латакасу (он еще сопротивляется). Почему? Потому что оба чиновника получили назначения еще при предыдущей власти.
Бартушка возглавил ЛЖД в декабре 2016 года, сразу после триумфальной победы на парламентских выборах Союза крестьян и «зеленых» Литвы (СКЗЛ). Латакас принял управление портом позапрошлым летом.
Ни тот, ни другой, очевидно, не является лоббистом интересов клана Ландсбергисов. Но ни того, ни другого нельзя просто так отправить в отставку. Нужен громкий скандал.
Вскоре руководство двумя чрезвычайно важными государственными компаниями — дирекцией Клайпедского порта и «Литовской железной дорогой» — могут перенять люди, близкие к партии власти.
Не стоит также забывать, что у семейства Ландсбергисов с «Беларуськалием» есть личные счеты.
Об этом аналитический портал RuBaltic.Ru писал еще год назад: «Габриэлюс Ландсбергис, который в свое время разглядел "угрозу" белорусских инвестиций в Клайпедский порт, теперь возглавляет МИД и претендует на роль нового лидера литовской политики. Стоит ли удивляться, почему правительство консерваторов демонстративно задумалось о санкциях против "Беларуськалия"? Для них это может быть инструментом изгнания "неблагонадежного" инвестора из Клайпедского порта. Не исключено, что Вильнюс действительно будет вынуждать "Беларуськалий" продать свои акции в капитале терминала насыпных грузов».
Речь идет о терминале Biriu kroviniu terminalas, в котором 30% акций принадлежат белорусской компании. В свое время телеканал LRT выяснил, что предвыборную компанию СКЗЛ спонсировали люди, связанные с этим предприятием, а генеральный директор «Беларуськалия» Иван Головат открыто симпатизировал лидеру литовских «аграриев» Рамунасу Карбаускису.
Так что для «ландсбергистов» прекращение белорусского транзита — это не только дело принципа, но и способ ослабления «внутривидовых» конкурентов.
С другой стороны, в Литве появляется запрос на политических лидеров, которые будут сопротивляться разорению железной дороги и Клайпедского порта.
Тот же Карбаускис не побоялся осудить истерию вокруг «Беларуськалия».
«Из-за внешней детсадовской политики в отношении Китая и Беларуси Литва потеряет сотни миллионов евро, в то время как Латвия, Эстония и другие страны легко их возьмут, потому что то, что консерваторы в Литве преподносят как "табу", не действует в других странах ЕС. Почему нужно сейчас загнать экономику государства в кризис, сделать наше государство и его бизнес неконкурентоспособным, лишив его всех возможностей лидировать в регионе?», — недоумевает Карбаускис.
Как показывают социологические опросы, противники санкционной войны с Лукашенко в Литве отнюдь не маргиналы: деятельность правительства на белорусском направлении не одобряют 37% респондентов. Со временем их может стать еще больше.
Это весьма солидная электоральная «кормушка». Особенно для Союза крестьян и «зеленых» Литвы, который переживает не лучшие времена.
Команду Карбаускиса покинул ее «фронтмен» — бывший премьер-министр и кандидат на пост президента Саулюс Сквернялис.
Сегодня «аграрии» стоят на перепутье: либо они найдут новое амплуа, либо покинут высший эшелон литовской политики. Роль защитников простого народа, который страдает от безумной дипломатии консерваторов, как раз свободна.