Транзит удобрений «Беларуськалия», от которого планирует отказаться Литва, может пойти через порты Латвии. Об этом заявил глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис. Не исключено, что часть перевозки белорусских калийных удобрений «прикарманит» Эстония, которая уже забрала себе транзит белорусских нефтепродуктов. Никаких юридических преград для этого не существует — режим санкций ЕС и США позволяет Прибалтийским республикам работать с «Беларуськалием».
По заявлениям литовской стороны становится понятно, что она всерьез намерена остановить транзит белорусских грузов. Вопрос лишь в том, как будет реализована эта задумка. В арсенале у правительства Ингриды Шимоните и правящей коалиции Сейма есть несколько вариантов.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже описывал один из них: власти Литвы могут организовать «Беларуськалию» финансовую блокаду (такую же, как санаторию «Беларусь» в Друскининкае). Если ни один банк не будет обслуживать перевалку «запрещенных» грузов в Клайпедском порту, транзит остановится.
Есть и более надежный способ оградить себя от ненавистных удобрений: принять отдельный закон, который запрещает осуществлять транспортировку белорусских грузов по территории Литвы.
Соответствующий документ уже зарегистрирован в Сейме.
В конце концов, «Литовская железная дорога» (ЛЖД) может просто разорвать контракты с «Беларуськалием» без объяснения причины. Но в этом случае она гарантированно нарвется на многомиллионные судебные иски.
В общем, перед руководством прибалтийской республики стоит непростая задача: остановить белорусский транзит и не обанкротить национального оператора железных дорог.
Пока правящие консерваторы ломали голову, как это сделать, тревожные новости начали приходить из других стран Прибалтики.
Газета Eesti Paevaleht сообщила, что Эстония наращивает транзит белорусской продукции: «Из данных департамента статистики следует, что рекордные объемы импортируемых из Беларуси товаров, которые в основном следуют через Эстонию транзитом, были превышены уже к октябрю. За первые 10 месяцев этого года в Эстонию поступило из Беларуси товаров на полмиллиарда евро. В основном это тяжелые нефтепродукты, такие как мазут, которые образуют 4/5 импорта».
Если бы эстонские политики подражали литовцам, они бы устроили грандиозный скандал: министры подавали бы в отставку, главу национальной железнодорожной компании сделали бы козлом отпущения, а в парламенте предложили бы создать комиссию для расследования «вопиющих» фактов продолжения белорусского транзита.
Но ничего этого не произошло.
Эстония даже не стала оправдываться.
«Сейчас у Министерства иностранных дел нет оснований полагать, что эстонское государственное предприятие или компетентные учреждения нарушили установленные санкции. Если ограничения станут более точными или изменятся, их соблюдение, конечно, следует пересмотреть. (…) Движение товаров контролируют таможня Латвии и налогово-таможенный департамент Эстонии, а перевозчики товаров проверили соответствие товаров санкционным спискам и нарушений не обнаружили», — заявила представитель МИД Эстонии Кристина Отс.
Секторальные санкции Евросоюза предполагают запрет на транспортировку нефтепродуктов белорусского происхождения.
Но торговые ограничения не распространяются на соглашения, которые заключены до 25 июня 2021 года. Этим и пользуется Эстония.
Почему объемы транзита растут до рекордных значений? Вероятно, потому что действующие эстонско-белорусские контракты предусматривают такую опцию.
Между тем латвийские перевозчики грузов начали получать запросы о возможности организации транзита продукции «Беларуськалия». Как минимум одна компания официально это подтвердила.
«Думаю, они (белорусы — прим. RuBaltic.Ru) пробуют все возможные варианты, в том числе и Латвию. (...) Мы говорили о железнодорожных технологиях, о том, как обстоят дела с латвийской железнодорожной инфраструктурой. Я не говорю о санкциях, юридических нюансах, я говорю только о технологиях и технических вопросах — да, мы консультировались с «Беларуськалием», — заявил председатель правления частной латвийской железнодорожной компании Baltijas Expresis Марис Бремзе.
Новость об этом заставила понервничать министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса.
По его словам, угроза переноса транзита белорусских удобрений в Латвию действительно существует, поскольку «обязательного режима санкций нет». «Это решения, зависящие не от правительства (Латвии — прим. RuBaltic.Ru). Правительство очень доброжелательно настроено и склонно к сотрудничеству с нами… Но есть частные компании, которые, видя, что юридических последствий нет, прямо могут брать и осуществлять бизнес так, как им видится», — утверждает Ландсбергис.
«Если в Литве будет принят закон о запрете транзита белорусских грузов, а Латвия такого закона не примет, они могут спокойно принимать их и перевозить, что они и делали успешно до 2012–2013 годов», — добавляет глава литовской Ассоциации железнодорожных компаний Томас Кершис.
Таким образом, Литва собственноручно загоняет себя в ловушку.
Европейские санкции не затрагивают сферу транзита белорусских удобрений, а санкции США не носят экстерриториальный характер (они распространяются только на американских физических и юридических лиц). Это факт, который признает даже Ландсбергис.
Отказ от белорусского транзита — прихоть исключительно литовских политиков.
Но если Латвия и Эстония не будут ставить дополнительные барьеры перед «Беларуськалием», они вполне могут перехватить у Клайпеды хотя бы часть грузов.
Бывший премьер-министр и экс-глава Минтранса Литвы Альгирдас Буткявичюс уверен, что это произойдет. «Я это замечал, будучи и премьером, и министром транспорта: за столом сидели вместе, проводили общие совещания, а потом каждая страна пыталась привлечь дополнительные грузы из третьих стран. (…) Всегда эта конкуренция была: публично говорится одно, а делается совсем другое. Если нет письменного соглашения, что мы будем действовать принципиально и не будем возить определенные грузы, то надеяться, что будут соблюдаться устные заявления, не надо — такого никогда не было», — объясняет Буткявичюс.
История ходит по кругу: когда-то Литва уже приняла так называемый антиостровецкий закон, который запрещает импорт электроэнергии из Беларуси. А Латвия и Эстония никаких санкций против БелАЭС не вводили. Более того, латыши даже перенесли точку торговли электричеством с третьими странами на свою национальную границу (раньше все операции шли через Литву).
Какой смысл бойкотировать БелАЭС, если ее продукция все равно будет попадать в Прибалтику через Россию и Латвию? И какой смысл останавливать белорусский транзит, если его приберет к рукам соседняя Латвия?
Слова Буткявичюса не стоит принимать за чистую монету: не факт, что перед Лукашенко откроются ворота латвийских портов. В конце концов, Евросоюз может скопировать американские санкции и запретить транспортировку белорусских удобрений по своей территории.
Но сегодня нет никаких юридических преград для переориентации грузов «Беларуськалия» на Ригу, Вентспилс и Лиепаю. Если это произойдет, первые лица Литвы выставят себя феерическими идиотами.