Китай заблокировал импорт товаров из Литвы: для таможенной системы КНР такой страны больше не существует. Информацию об этом подтвердили в литовском МИД и местной конфедерации промышленников. Официальный Вильнюс охарактеризовал действия Пекина как «беспрецедентные» и попросил помощи у Еврокомиссии. Таким образом, Литва подтверждает, что она сознательно вбивает клин между КНР и Евросоюзом на радость американцам.
На днях литовское издание «15 минут» сообщило, что к нему обратился некий недовольный бизнесмен, который занимается экспортом древесины. Недавно он отправил крупную партию своего товара в Китай, но не смог его растаможить.
Выяснилось, что для таможенной системы Китая такой страны, как Литва, больше не существует.
«Клиент берет документы через банк и при наличии контейнеров у порта обращается на китайскую таможню, оплачивает таможенные пошлины и просит растаможить товар. Такая же система работает в ЕС. Вчера заказчик отнес документы на китайскую таможню и сказал, что Литвы как импортера не существует. Ее удалили», — сообщает анонимный предприниматель.
Эта ситуация произошла в порту Шанхая. Но литовцы прощупали другие китайские порты и поняли, что там ситуация аналогичная.
Информацию подтвердил президент Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янулявичюс: «Литва исключена из таможенной системы; похоже, что в китайской таможенной системе такой страны нет. Это создает дополнительные проблемы для экспортеров, потому что они не могут отправить оставшееся количество груза».
«Для таможни логично пытаться заблокировать товары из Литвы, и для нее не требуются официальные инструкции от правительства Китая, чтобы остановить импорт из Литвы — это могут быть внутренние инструкции, которые не являются официальными. Причин для отказа в ввозе товаров из Литвы много, формальных и неформальных, и мы с легкостью догадываемся, почему это происходит. Вполне вероятно, что это может быть умышленным блокированием», — полагает генеральный директор Литовско-китайской торговой ассоциации Рокас Радвилавичюс.
Нетрудно догадаться, что стало спусковым крючком торговой блокады Литвы со стороны Китая.
Несколько дней назад в столице прибалтийской республики открылось представительство Тайваня, после чего Пекин понизил уровень дипломатических отношений с Вильнюсом. А теперь по странному стечению обстоятельств выясняется, что у литовского бизнеса больше нет возможности работать с Китаем.
На этот пример стоит обратить внимание другим странам, которым тоже досаждает Литва.
Что делает Китай, когда кто-то совершает по отношению к нему недружественные действия? Во-первых, он действует быстро и решительно. Во-вторых, никто в Китае не сотрясает воздух громкими заявлениями, не разрабатывает никакие санкционные пакеты и не разъясняет, как эти санкции будут действовать.
Литовцев даже не оповестили о том, что их товары больше нельзя экспортировать в Китай.
Их просто поставили перед фактом: «Вашей страны для нашей таможенной системы не существует».
Что делать с контейнерами, которые уже прибыли или только направляются в порт Шанхая? Вопрос риторический. Проблемы «индейцев» (то бишь грузоотправителей) китайского «шерифа» не интересуют.
Примерно так нормальный человек относится к комару, который его кусает. Комара бессмысленно вразумлять или предъявлять ему какие-то требования. Проще прихлопнуть, и дело с концом.
Официальный Вильнюс отреагировал в своем фирменном стиле: пригрозил Китаю коллективным ответом всей объединенной Европы.
«Мы не можем ввести ответные санкции, потому что не имеем возможности вычеркнуть из таможенной системы то или иное китайское предприятие. Таможенные системы регулирует Еврокомиссия. Поэтому мы думаем, что в этот вопрос должны вмешаться институты и представлять Литву», — заявил министр иностранных дел республики Габриэлюс Ландсбергис.
Но зачем вообще нужны ответные санкции? Сами литовские политики уверяют, что Китай не способен нанести сколь-нибудь ощутимый удар по экономике Литвы: на долю КНР приходится всего 1,1% от общего объема экспорта прибалтийской республики (примерно 300 миллионов евро в год).
К тому же теперь литовский бизнес может рассчитывать на развитие торгово-экономических отношений с Тайванем.
«Лучше вести дела с высокообразованной, технологически развитой демократической страной с населением 23 миллиона человек, чем с авторитарным режимом, который может принять ответные меры, если вы сделаете какой-либо шаг, с которым он не согласен», — говорил председатель литовской парламентской группы по отношениям с Тайванем Матас Малдейкис.
Если следовать его логике, неофициальные санкции Китая даже пойдут на пользу Литве.
Наконец, недавно Ландсбергис получил от Экспортно-импортного банка США гарантии прямых займов на сумму в 600 миллионов долларов. На эти средства может рассчитывать американский бизнес, если он планирует расширить рынки сбыта своей продукции в прибалтийской республике.
То же самое касается литовцев, которые хотят наладить экспорт в США. Ландсбергис заранее выпросил своеобразную компенсацию за испорченные отношения с Китаем.
Вильнюс мог заявить, что он был готов к санкционному давлению на КНР и не считает нужным прорабатывать ответные меры. Но вместо этого министр иностранных дел Литвы обращается за помощью к Еврокомиссии. Зачем? Аналитический портал RuBaltic.Ru уже не раз отвечал на этот вопрос: противостояние с Пекином для Ландсбергиса и компании скорее является инструментом, а не целью.
Цель гораздо более амбициозная — вбить клин между Китаем и Европой, действуя в интересах третьего игрока.
Некоторые литовские политики этого даже не скрывают. Вот, например, недавнее признание бывшего премьер-министра Литвы и действующего евродепутата Андрюса Кубилюса: «Для сохранения внимания США наши отношения с Тайванем являются разумным политическим инструментом. Нашу позицию по Тайваню можно считать весьма важной, не только имеющей большое прагматическое значение, но и приносящей пользу Литве».
«Пользы» будет еще больше, если Евросоюз поддержит прибалтийскую республику перед лицом «торговой агрессии» Китая.
А затем, даст Бог, лично Джозеф Байден посетит Вильнюс, чтобы похлопать по плечу своего хорошего приятеля и принципиального «борца за демократию» Габриэлюса Ландсбергиса.
Но для этого нужно сильно постараться.