Партнеры «Беларуськалия» в Прибалтике могут не переживать о том, что они попадут под воздействие американских санкций. Об этом сообщил гендиректор «Литовской железной дороги» Мантас Бартушка со ссылкой на Офис по контролю за иностранными активами США (OFAC). Полученные им разъяснения означают, что Клайпедский порт не обязан отказываться от транзита белорусских удобрений. Власти Литвы просто ищут формальные поводы для уничтожения бизнеса, который не соответствует их «политике ценностей».
8 декабря истекает отсрочка, которую Соединенные Штаты выдали своим компаниям для сворачивания сделок с «Беларуськалием». Ключевое слово здесь — «своим». Когда министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис впервые заявил об уходе белорусских удобрений из Клайпедского порта, аналитический портал RuBaltic.Ru не случайно обратил внимание на то, что санкции США распространяются исключительно на американских лиц (U.S. persons).
При чем здесь Литва? В преддверии «часа икс» теперь и сам Скуодис подтверждает, что не все так однозначно: «Европейские санкции как бы ясны, а вот по санкциям США ведется много дискуссий. Кроме того, многое может измениться за один день, США и ЕС могут ввести новые санкции, если ничего не переменится у нас по соседству. (…) Санкции не введены ради санкций, режиму просто нужно изменить свое поведение и транзит, который имел место между нашими странами и вообще сможет продолжаться».
Это — Скуодис образца ноября 2021 года. А вот что он заявлял в августе: «Банки перестанут принимать к оплате счета за услуги в отношении подвергнутых санкциям субъектов. Компании, избегая рисков, не захотят вести с ними дела. Поэтому с декабря, когда санкции вступят в силу, белорусские удобрения перестанут идти через Литву».
Что же произошло? Почему три месяца назад вопрос белорусского транзита казался решенным, а сейчас уже не все так однозначно? Дело в том, что гендиректор «Литовской железной дороги» (ЛЖД) Мантас Бартушка обратился за разъяснениями в американскую «спецслужбу по санкциям» – Офис по контролю над иностранными активами (OFAC).
Там ему пояснили, что Клайпедскому порту не стоит бояться санкций США из-за сотрудничества с «Беларуськалием».
«В ходе беседы нас заверили и разъяснили, что в нынешнем объеме санкций, если американские субъекты не участвуют в цепочке поставок, санкции не действуют», — заявил Бартушка.
Более того, сам Скуодис в начале октября посещал Соединенные Штаты и консультировался с американцами о санкциях против «Беларуськалия». Информационное агентство BNS утверждает, что это была главная цель его поездки.
Представители Минфина США наверняка сказали Скуодису то же самое, что и Бартушке: никто не заставляет Литву отказываться от белорусских грузов.
Вообще, когда американцы хотят распространить свои санкции на иностранные компании, они это делают открыто. Есть прецедент «Северного потока — 2».
В конце 2019 года США ввели против него санкции. Швейцарская компания Allseas, которая занималась укладкой газопровода, приостановила работы, запросила разъяснения у Минфина США и только после этого окончательно вышла из проекта.
Но в случае с Литвой все намного проще.
Американцы сразу дали понять, что их санкции против «Беларуськалия» на иностранных лиц не распространяются. Эту же позицию они озвучили Мантасу Бартушке.
Любая компания может последовать примеру гендиректора ЛЖД и выяснить, можно ли ей вести бизнес с белорусскими грузоотправителями. Здесь ни к чему гадать на кофейной гуще. Если сами США отрицают экстерриториальный характер санкций против «Беларуськалия», то почему Литва должна их выполнять?
Наивно полагать, что банки откажутся принимать платежи за перевалку белорусских удобрений в Клайпедском порту, стремясь сохранить свою репутацию (об этом со ссылкой на неких экспертов пишет BNS).
До сих пор ни одна компания в мире добровольно не разорвала отношения с «Беларуськалием».
Ближе всего к этому была норвежская Yara, но даже она продолжает исправно закупать удобрения из «последней диктатуры Европы». О каком репутационном ущербе вообще может идти речь, если ни литовские, ни американские, ни европейские законы не запрещают банкам сопровождать транзит белорусского калия?
«Базовый» прогноз Скуодиса, при котором Батьку все-таки прогонят из Клайпеды, по факту носит спекулятивный характер.
Министр выдает желаемое за действительное.
Для реализации этого сценария нет никаких формальных оснований, но есть неприкрытое стремление правительства Литвы уничтожить бизнес, построенный на перевалке белорусских удобрений.
Правящие консерваторы считают это делом принципа, а потенциальный негативный эффект для экономики страны они находят незначительным.
Рискнем предположить, что буквально через несколько дней в Литве начнется подковерная (возможно, затяжная) борьба вокруг продукции «Беларуськалия». И железная дорога, и Клайпедский порт, и аффилированные с этим бизнесом представители власти на местах должны сопротивляться немотивированному отказу от транзита.
Первую скрипку будет играть компания Biriu kroviniu terminalas, которая непосредственно занимается перевалкой белорусских удобрений. По другую сторону баррикад — Кабинет министров и коалиция Сейма с их «политикой ценностей».
Для последних идеальный вариант — добиться прямого запрета на сотрудничество с белорусскими грузоотправителями путем ужесточения санкций США или ЕС.
Будет особенно любопытно понаблюдать за поведением президента Литвы Гитанаса Науседы. Несколько месяцев назад он публично заявил, что сомневается в эффективности возможных транзитных санкций против «Беларуськалия», которые принесут выгоду российским портам на Балтике. Рискнет ли повторить это сейчас? Вряд ли.
Скорее всего, Науседа будет над схваткой.
Публично заступаться за Беларусь как-то не комильфо, а гробить транзитную отрасль страны вместе с консерваторами означает брать на себя часть ответственности за проблемы в экономике.
Зачем президенту такое «счастье»? Ему уже пора думать о переизбрании на второй срок.