Правительство Латвии сознательно отдает России потоки транзитных грузов, которые идут через порты Риги, Вентспилса и Лиепаи. Об этом в интервью газете Diena заявил бывший вице-президент и член правления «Латвийской железной дороги» Айварс Стракшас. Более того, он допускает, что за безразличием властей к судьбе транзитной отрасли страны стоят российские интересы. Но есть и другое предположение: Кабинет министров Латвии целенаправленно готовит приватизацию портовой инфраструктуры, на которой наживутся спонсоры правящих партий.
В интервью газете Diena, которое вышло 15 ноября, Айварс Стракшас раскрывает секрет Полишинеля: власти Латвии презирают сферу транзита (то есть железную дорогу и порты). А как иначе расценивать заявления премьер-министра Кришьяниса Кариньша, который говорит, что Латвии мешает разбогатеть «транзитное мышление»?
«Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет. Мы возили и возим нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные вещества, насыпные грузы в наши порты. Идет через нашу, так сказать, территорию — но государство от этого, к сожалению, не становится богатым. (…) И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, что мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми», — рассуждал Кариньш.
Есть и другой яркий пример — это министр сообщения Латвии Талис Линкайтс. Он равнодушно смотрит на обвальное падение грузоперевозок и говорит, что это теперь «новая нормальность». Ее нужно понять, принять и не строить иллюзий о восстановлении транзитной отрасли.
По мнению Стракшаса, ничего удивительного здесь нет. Сами власти прибалтийской республики во главе с гражданином США Кариньшем хотят разорвать отношения с «агрессивными» соседями.
В самом деле, как объяснить народу, что Латвия изо дня в день борется с российским влиянием (и в энергетике, и в политике, и в культуре, и в сфере национальной безопасности), но латвийские порты и железная дорога — стратегически важные объекты — работают, по сути, на Россию?
Это можно сравнить с нелюбимой работой, за которую вам платили большие деньги. И вам вроде бы жалко терять хлебное место, но когда это происходит, вы чувствуете большое облегчение. Не надо больше вести дела с неприятными партнерами.
В данном случае — не надо заключать соглашения с ненавистными российскими грузоотправителями.
В общем, нужно использовать правильные термины.
То, что происходит в транзитной отрасли Латвии, — это не кризис. Это процесс обретения «транзитной независимости»!
С одной стороны, портовики и железнодорожники становятся независимыми от «агрессивных» российских грузов. С другой стороны, вся страна преодолевает зависимость от транзитной отрасли. А самыми «независимыми» станут латвийцы, которые попадают под сокращения. Будут свободны, как ветер в поле.
Но есть еще один интересный момент, на который обратил внимание Айварс Стракшас: если латвийские чиновники добровольно отказываются от транзита, то может ли оказаться, что они получают какие-то «плюшки» от тех, кто этот самый транзит перехватывает?
«С одной стороны, владельцы терминалов в российских портах на Балтике стремятся привлечь как можно больше грузов, и не в их интересах, чтобы эти потоки шли через порты стран Балтии, с другой стороны, часть грузоотправителей по-прежнему готова работать с портами Прибалтики, в частности Латвии, поскольку они могут обеспечить высокое качество услуг и — нередко — привлекательные тарифы. Понятно, что с уменьшением транзита через Латвию кто-то зарабатывает на дополнительном объеме. Поэтому нельзя исключить, что у мотивации для изменения отношения наших лиц, принимающих решения в транзите, "ноги растут" из России».
Трудно найти в Прибалтике хоть что-то, у чего «ноги растут» не из России. К тому же Стракшас в этой ситуации отнюдь не подходит на роль беспристрастного эксперта — из правления «Латвийской железной дороги» его вывели стараниями Талиса Линкайтса.
Но конспирологическую версию о «ноге» или «руке Кремля» порождают поистине поразительные заявления и действия (а в некоторых случаях — бездействие) правительства.
К чести господина Стракшаса, он довольно убедительно показывает, что в Латвии выделяются большие деньги на поддержку национального авиаперевозчика airBaltic, а железную дорогу, хотя она намного важнее для экономики страны, власти почему-то бросают на произвол судьбы.
Почему Линкайтс преувеличивает значение сектора гражданской авиации и преуменьшает значение ЛЖД? Почему он не ищет контактов с главой Минтранса России, как это делал министр экономики и коммуникаций Эстонии Таави Аас? Почему Латвия не боролась за сохранение поддержки своих портов из бюджета Евросоюза в 2021–2027 годах?
Ответом на эти и другие вопросы может быть другое смелое предположение.
Правительство Кришьяниса Кариньша готовит почву для дальнейшей приватизации портов Риги, Вентспилса и Лиепаи. Схема простая: государство доводит предприятия до банкротства и за копейки отдает их в руки «эффективных частных собственников».
По счастливому стечению обстоятельств, эти собственники потом оказываются связаны с политиками, которые лоббировали приватизацию…
В декабре 2019 года представителей муниципальных властей вывели из управления латвийских портов. Теперь ими единолично руководит Кабмин. Для размещения акций этих предприятий на бирже нет никаких препятствий.
Самый главный противник распродажи портов — бывший мэр Вентспилса Айварс Лембергс. Когда-то он даже угрожал инициировать общенациональный референдум по этому вопросу, а сегодня… сидит в тюрьме.
Для полноты картины добавим еще один любопытный факт: Талис Линкайтс считается одним из крупнейших латвийских экспертов по приватизации. С его помощью многие государственные предприятия обрели новых собственников.
Даже в условиях транзитного кризиса в Латвии наверняка найдутся желающие завладеть портами Риги, Вентспилса и Лиепаи.
Через них все равно будут идти определенные объемы грузов, пусть и небольшие. Просто на месте крупных морских гаваней появятся маленькие «вотчины» местного бизнеса. Чем меньше — тем лучше, если следовать логике Кришьяниса Кариньша.