Заявление народного депутата Украины Андрея Геруса об импорте Литвой белорусского электричества не соответствуют действительности. Такую оценку словам соратника Зеленского дали в Минэнерго прибалтийской республики. Иными словами, власти страны по-прежнему не хотят признавать, что они закупают белорусское электричество. Хотя об этом наглядно свидетельствуют данные как минимум двух государственных ведомств самой прибалтийской республики — Департамента статистики и оператора электросетей Litgrid.
Наблюдения Андрея Геруса за функционированием энергосистемы Литвы наделали много шума в средствах массовой информации (соратник президента Зеленского заявил, что прибалтийская республика наращивает импорт электроэнергии из Беларуси, хотя своих зарубежных партнеров призывает этого не делать). Но мало кто заметил, что Вильнюс не оставил этот выпад без ответа.
Польский телеканал «Белсат» попросил Министерство энергетики Литвы прокомментировать ситуацию. Прокомментировали.
«Литва не покупала и не покупает электроэнергию у Беларуси, — заверили представители ведомства. — Белорусская АЭС представляет угрозу для всего региона; именно поэтому Литва приняла все необходимые меры для соблюдения положений "антиостровецкого" закона. В результате коммерческий импорт оттуда завершен, а технический поток ограничен. Появившаяся информация является необоснованной; она не отражает реальности».
Каждое предложение достойно того, чтобы сопроводить его развернутым комментарием. «Литва не покупала и не покупает электроэнергию у Беларуси», — это правда. Формально у Беларуси прибалтийская республика электроэнергию не покупает, поскольку торговля ведется на латвийской бирже. Здесь продукция БелАЭС «обезличивается» (точно так же, как «обезличивается» российский газ, который Украина под видом «европейского» закупает через фирмы-прокладки).
Но это не отменяет того факта, что физически электроэнергия в Литву по-прежнему приходит из Беларуси. А в Беларусь возвращаются деньги литовских потребителей.
За восемь месяцев этого года прибалтийская республика заплатила за белорусское электричество 133 миллиона евро (намного больше, чем за весь предыдущий год). И это не догадки «кремлевских пропагандистов» — это официальные данные Департамента статистики Литвы. Его руководство даже не пытается скрыть тот факт, что блокада БелАЭС бездарно провалена.
Андрей Герус, в свою очередь, ссылается на другой источник — сайт системного оператора литовских электросетей Litgtid. С его помощью любой желающий может в режиме реального времени отслеживать, как меняется мощность перетоков электроэнергии между Литвой и Беларусью.
Litgtid использует именно такую формулировку: «Фактический трансграничный поток электроэнергии Литва — Беларусь».
Видимо, системному оператору никто не пояснил, что страна уже якобы не покупает электричество у Лукашенко.
Едем дальше: «Литва приняла все необходимые меры для соблюдения положений "антиостровецкого" закона». Трудно поспорить! Литва вполне могла принять «все необходимые меры».
Но означает ли это, что так называемый "антиостровецкий" закон, который запрещает импорт электроэнергии из Беларуси, теперь выполняется? Нет.
И министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис был одним из тех, кто признавал этот факт.
Правда, недавно он отчитался о большой «победе» над БелАЭС: «На сегодняшний день электричество из Островца больше не поступает в Литву. Сегодня я могу гарантировать это на 110 процентов». Остается только гадать, как господин Крейвис научился определять происхождение электронов. На вкус или на ощупь?
Пускай он расскажет, чем продукция БелАЭС отличается от электричества, произведенного на любой другой электростанции.
«В результате коммерческий импорт оттуда (из Беларуси — прим. RuBaltic.Ru) завершен, а технический поток ограничен», — продолжает Минэнерго Литвы. С коммерческим импортом все понятно: теперь Литва покупает белорусское электричество не напрямую, а через Латвию.
Эта система была разработана еще во времена предыдущего министра энергетики Жигимантаса Вайчюнаса, который предложил различать коммерческий и физический потоки.
Оппозиция в лице партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) жестко критиковала такой подход. Но потом оппозиция стала властью и решила ничего не менять.
Об ограничении технического потока электроэнергии из Беларуси в Литву аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал. 15 сентября Litgtid в одностороннем порядке установил предельную мощность ЛЭП на восточных границах республики — 400 МВт. Но уже в октябре Литва начала безбожно превышать свои собственные лимиты. И останавливаться, видимо, не планирует.
Убедиться в этом нетрудно — достаточно зайти на уже упомянутый сайт Litgtid и посмотреть, с какой мощностью прямо сейчас работают ЛЭП на границе с Беларусью.
С 7 часов утра 25 октября перетоки стабильно превышают 500 МВт, днем ранее они доходили до 700 МВт.
То есть Litgtid сначала ограничивает мощность литовско-белорусского соединения, потом отчитывается о том, что эти ограничения не соблюдаются. А Минэнерго все равно заявляет, что «технический поток ограничен».
Если бы батька Махно попытался внедрить в энергетику принципы анархизма, у него бы получилось нечто подобное.
Свой комментарий Минэнерго завершает словами о том, что информация Геруса «является необоснованной» и «не отражает реальности». Можно было бы сказать проще: информация недостоверна. Но в том-то и дело, что Герус ничего не придумывал, не озвучивал никаких инсайдов.
Он просто показал данные с официального сайта Litgtid.
Не будет же Минэнерго обвинять в распространении фейков литовского оператора электросетей! Оно может лишь пожурить Андрея Геруса за то, что тот не понимает разницы между покупкой электроэнергии у Беларуси и покупкой электроэнергии из Беларуси.
Все вопросы отпадут сами собой, если подопечные Крейвиса сделают одно важное уточнение: они живут в своей особенной реальности. Там Литва уже давно «обнулила» ЛЭП на границе с Беларусью, а Лукашенко готовится закрывать «небезопасную» БелАЭС под напором международного сообщества.
Зачем портить людям праздник какими-то скучными фактами?