Чрезвычайная ситуация в энергетике вынуждает страны Прибалтики идти наперекор своей политике последних десятилетий, направленной на обретение «энергетической независимости» от России. Теперь к России припадают как к единственному надежному средству не замерзнуть этой зимой. Продлится эта ситуация ровно до того момента, когда будет преодолен энергетический кризис, но факт зафиксирован: в кризисной ситуации Прибалтика возлагает надежды не на западных союзников, а на «агрессивного восточного соседа».
Латвия и Эстония договорились с Россией об увеличении поставок электричества на 40%. Российский экспортер электроэнергии «Интер РАО» признает достигнутое соглашение с прибалтами феноменальным.
«На завтра мы видим пропускную способность от 240 до 506 мегаватт. Такого уже давно не было. Это уже сильно выше тех объемов, к которым мы привыкли. Увеличение на 38% в Эстонию и Латвию», — сообщила временно исполняющая обязанности руководителя блока трейдинга компании «Интер РАО» Александра Панина.
Дополнительные поставки в Прибалтику будут осуществляться по знаменитой советской энергосети БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), из которой балтийские страны много лет хотят выйти.
На фоне энергетического кризиса разговоры о выходе из БРЭЛЛ растворились в информационном пространстве без остатка: напротив, Прибалтика усиленно тянет электричество по «оккупационной» энергосети из России.
БРЭЛЛ оказалась утраченным и осознанным в критической ситуации идеалом нашего времени. Стабильный источник долгосрочных поставок энергии, на который слабо влияют ценовые колебания на бирже. Сегодня выход из БРЭЛЛ стал бы для стран Балтии катастрофой, даже если бы их электросети были уже полностью синхронизированы с электросетями ЕС.
Из-за цен на европейском энергорынке.
Схожая смена концепции происходит и по другим видам энергии. К примеру, по газу. Глава газовой компании Latvijas Gāze Айгарс Калвитис публично высказался в поддержку газопровода «Северный поток — 2», сказав, что его скорейший запуск в эксплуатацию для Европы — единственный выход стабилизировать ситуацию на газовом рынке, чтобы не околеть от холода этой зимой.
С одной стороны, в позиции директора предприятия, блокирующий пакет акций которого принадлежит «Газпрому», нет ничего удивительного.
С другой — политически страны Прибалтики всегда примыкали к позиции США, Польши и Украины в борьбе с обходными российскими газопроводами, и те представители прибалтийского истеблишмента, которые считали, что с рациональной точки зрения бороться против «Северного потока» — глупость, предпочитали держать свое мнение при себе.
С чего бы вдруг теперь все изменилось? Ответ — в том же интервью Айгарса Калвитиса, в котором он говорит про «Северный поток — 2». Там же глава Latvijas Gāze призывает латвийцев… молиться.
«Ну, вы знаете, надо перекреститься, чтобы в ноябре и декабре в Европе не было минус 30 градусов, поэтому я вообще не могу предсказать ситуацию на энергетическом рынке», — заявил Айгарс Калвитис, и его слова замечательно «бьются» с информацией о том, что Инчукалнское природное газохранилище в Латвии стоит почти пустое.
Энергетический кризис для Прибалтики расставляет все по своим местам.
Россия признается энергетической сверхдержавой, примыкание к которой для прибалтов остается единственным реальным шансом не околеть этой зимой.
Соответственно, вся предыдущая политика «обретения энергетической независимости» от России идет к черту. БРЭЛЛ — всеобщее достояние, трубопроводы «Газпрома» — единственный рабочий вариант обеспечить себя на зиму запасами газа, всякие ветропарки и прочая остромодная «зеленая энергетика» отложены в сторону до лучших времен.
Продлится эта ситуация ровно до того момента, когда будет преодолен энергетический кризис. Как только это произойдет, Россия из надежды и опоры тут же будет провозглашена источником всех бед.
«Энергетическая независимость от России» станет еще более важным стратегическим приоритетом, чем раньше, потому что сейчас Прибалтика и ее западные покровители осознали всю глубину независимости.
И это осознание уже никуда не уйдет, хоть об этом и не принято будет говорить. Но факт останется фактом: возобновляемые источники энергии, СПГ-терминалы и прочее — не более чем игры вокруг получения европейских дотаций и «распила» бюджетов на «энергетическую независимость» между фирмами-подрядчиками при политиках.
В кризисных ситуациях ничего этого нет, а есть только «агрессивный восточный сосед», от которого зависит, будет ли Прибалтике чем обогреться зимой.
Такая история с географией и такая физика с химией — против них не попрешь.