Литовские компании, которые пострадают от санкций против Беларуси, не смогут рассчитывать на получение государственной поддержки в виде дотаций из бюджета. Об этом заявила министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте. Таким образом, Вильнюс бросает на произвол судьбы крупнейшее предприятие Клайпедского порта – терминал насыпных грузов (Birių krovinių terminalas — BKT). Причем вину за произошедшее Армонайте возлагает на самих бизнесменов, торгующих с Беларусью.
«Скажу прямо: ни о каких субсидиях не может быть и речи. Мы понимаем, что есть трудности, но надеемся, что они временные», — так министр экономики и инноваций Литвы прокомментировала возможность поддержки из госбюджета компаний, которые станут жертвами антибелорусских санкций.
Речь идет об ограничительных мерах со стороны Соединенных Штатов, которые формально к Прибалтике никакого отношения не имеют (они распространяются на U.S. persons — американских лиц). Но в Литве решили действовать по принципу «Вашингтону виднее».
Если за океаном вводят санкции против «Беларуськалия», то и Восточная Европа должна делать то же самое.
«Из практики мы знаем, что банки не примут расчетов за оказанные услуги в Литве в евро, не только в долларах. Предприятия, если есть субъект под санкциями, отказываются с ним иметь какие-либо бизнес-отношения, чтобы избежать риска, и поэтому могу с уверенностью утверждать, что с декабря, когда санкции вступят в силу, удобрения перестанут идти через Литву», — заявлял министр транспорта Литвы Марюс Скуодис.
Если его прогнозы верны, то в скором времени серьезные проблемы начнутся у компании Birių krovinių terminalas (BKT). Именно она обслуживает почти весь поток белорусских удобрений, который идет на экспорт через Литву.
Это более 10 миллионов тонн ежегодно — почти каждая четвертая тонна грузов в Клайпедском порту.
Сами представители BKT ситуацию комментируют неохотно. «К нам приходят одни документы, потом другие. Бывают разные ситуации, разные трактовки. Что будет, я не знаю. Скуодис сказал, что с декабря "Беларуськалия" не будет, значит, у него есть основания так говорить. Я не люблю комментировать то, чего не знаю», — поясняет генеральный директор терминала Видмантас Дамбраускас.
С другой стороны, главный акционер Biriu kroviniu terminalas Игорь Удовицкий уже размышляет, что делать в случае реализации самого неблагоприятного сценария. По его мнению, терминал насыпных грузов мог бы сменить специализацию и перейти на перевалку зерна. Технически это возможно. Но откуда придут зерновые грузы, Удовицкий не поясняет.
Российская продукция скоро уйдет в порты Ленинградской области, где строятся новые терминалы. Отечественные производители, разумеется, компенсировать эти потери не смогут.
К тому же BKT придется конкурировать со стивидорами соседней страны. В условиях транзитного голода Латвия тоже делает ставку на зерно.
То, о чем говорит Удовицкий, уже произошло с рижским терминалом Alpha osta, который создавался для перевалки удобрений: его акции выкупил зерновой кооператив LATRAPS.
Но есть и другой вариант. Biriu kroviniu terminalas не придется переходить на «зерновую диету», если ему окажут поддержку из госбюджета.
«Я надеюсь, что в случае остановки калийного транзита правительство Литвы предоставит помощь терминалу BKT, которая позволит сохранить рабочие места и не менять специализацию терминала. Это важно для всего транспортного сектора Литвы, потому что когда появится возможность возобновить транзит белорусского калия, BKT сразу же начнет работать на полную мощность», — заявил Удовицкий.
На чем основана его уверенность в том, что при первой же возможности «Беларуськалий» поспешит вернуться в Клайпеду? В любом случае, этот вопрос сейчас неактуален. Потому что даже первая часть плана Игоря Удовицкого не сработает: правительство не будет поддерживать компании, которые пострадают от санкций против Беларуси.
Армонайте прямо говорит, что этот вопрос даже не стоит обсуждать. Последствия назревающего транзитного кризиса портовикам придется «расхлебывать» самостоятельно.
В списке пострадавших окажется как минимум еще одно стратегически важное предприятие — «Литовская железная дорога» (ЛЖД).
Ее глава Мантас Бартушка подсчитал, что после потери калийных удобрений и других грузов из Беларуси на содержание инфраструктуры может потребоваться около 60 миллионов евро государственных дотаций. Но в планы правящих консерваторов это не входит.
Представители ЛЖД и BKT могут задать резонный вопрос: почему трудности для нас создает правительство, а преодолевать их мы должны самостоятельно? У госпожи Армонайте уже есть ответ. По ее словам, те, кто занимается бизнесом с Беларусью, «уже привыкли к неожиданностям со стороны автократического государства».
То есть Литва здесь якобы не при чем — виноваты Лукашенко и сами предприниматели, которые не просчитали возможные политические риски.
Цинизм ситуации заключается в том, что ни к каким «неожиданностям со стороны автократического государства» литовский бизнес не привыкал.
Напротив, Клайпедский порт и ЛЖД стабильно сотрудничают с Беларусью уже много лет. До недавнего времени официальный Вильнюс это приветствовал.
«Мы видим перспективу организовать регулярные рейсы скорых грузовых поездов между Литвой и Беларусью для перевозки основных грузов. Общими усилиями мы будем стараться привлечь больше грузов России, Украины и Казахстана», — говорил экс-министр транспорта и коммуникаций Ярослав Наркевич в 2019 году на «Белорусской транспортной неделе». Здесь же он обсуждал перспективы экспорта удобрений через Клайпедский порт с главой «Беларуськалия» Иваном Головатым.
Чуть позже тогдашний премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис обсуждал вопросы двусторонних отношений с послом Беларуси Валерием Барановским.
В пресс-релизе правительства говорилось, что прибалтийская республика «готова и в дальнейшем сотрудничать с Беларусью в осуществлении транзита товаров через территорию Литвы и Клайпедский морской порт, а при наличии возможностей — увеличить его объемы».
И ни слова о возможных «неожиданностях со стороны автократического государства»!
По факту Беларусь никогда не давала поводов усомниться в своей надежности как торгово-экономического партнера.
Ненадежной оказалась сама Литва.
Для бизнесменов, которые хотят инвестировать в ее экономику, это станет хорошим уроком. В том числе и для «Беларуськалия», владеющего 30% акций терминала насыпных грузов в Клайпеде.