«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) в скором времени расторгнет трудовые договора с несколькими сотнями своих сотрудников. Об этом заявила руководитель департамента корпоративных коммуникаций предприятия Иева Карклиня. В условиях обвального сокращения транзитных грузоперевозок Латвии ЛЖД больше не может обеспечивать работой существующий штат портовиков и железнодорожников.
Кампания по оптимизации численности персонала «Латвийской железной дороги», запущенная в начале прошлого года, набирает обороты. Этой осенью компания планирует уволить 200 сотрудников, затем армию безработных пополнят еще примерно полтысячи железнодорожников.
С 2019 года штат ЛЖД поредел на 1616 человек. Общее количество расторгнутых трудовых договоров в скором времени достигнет пугающей отметки. Количество уволенных (и ожидающих увольнения) работников с членами их семей сопоставимо с населением маленького латвийского городка. А ведь речь идет только об одной компании.
Новость о грядущей «чистке» в рядах ЛЖД — не единственный индикатор того, что транзитная отрасль Латвии переживает тяжелые времена.
Избавляясь от лишнего персонала, оператор железных дорог параллельно распродает свое имущество. С молотка уходят рельсы, вагоны, тепловозы, автомобили, недвижимость. Последний лот — земельный участок и комплекс строений, расположенных по улице Бругю в Даугавпилсе (две насосные станции, трансформаторная подстанция, хозпостройка и туалет). Стартовая цена составляет всего 23 465 евро.
Месяц назад стало известно, что «дочка» «Латвийской железной дороги» — SIA LDZ infrastruktūra — будет ликвидирована из-за недостаточного объема коммерческой деятельности. Ее основной специализацией является строительство и обновление рельсовых путей. Содержать для этого отдельную компанию в ЛЖД посчитали нецелесообразным. Процесс ликвидации завершится к концу года и принесет головному предприятию ряд активов, в том числе наличные средства (от трех до четырех миллионов евро).
Но и этого недостаточно, чтобы вывести компанию на уровень безубыточности. На очереди еще одно коллективное увольнение.
Кстати, в планы правительства оно не входило. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс прогнозировал, что 2021 год для транзитной отрасли республики станет периодом стабилизации. Дескать, самое страшное уже произошло — Путин забрал у Прибалтики транзит российского угля, но остальные грузы никуда не денутся.
Статистическая отчетность за первые шесть месяцев этого года разрушила иллюзии правительства. Порты Латвии в январе-июне обработали 20,471 миллиона тонн грузов, то есть на 9,5% меньше, чем за соответствующий период 2020 года.
Литовская Клайпеда по-прежнему загружена больше, чем Рига, Вентспилс и Лиепая вместе взятые. «Латвийской железной дороге» тоже похвастаться нечем: объемы грузовых перевозок у нее сократились на 10,1%.
«В начале этого года мы прогнозировали, что транзит грузов через Латвию сохранится примерно в том же объеме, как и в прошлом году, когда он упал из-за угля и нефтепродуктов, которые ушли в российские порты. Но мы видим, что последние месяцы и все те события, которые произошли в Беларуси, оставляют свой след. Транзитные грузы из Беларуси могут еще сократиться», — признал Талис Линкайтс.
Аналитический портал RuBaltic.Ru писал об этом в прошлом году, когда разбирал слова того же Линкайтса. Следует понимать, что процесс переориентации российского транзита на отечественные порты еще далек от завершения. В Ленинградской области строятся новые терминалы для тех грузов, которые пока что идут через Латвию. К примеру, для зерна.
Экспорт российского зерна и зерновых продуктов через Прибалтику в последнее время растет. На то есть несколько причин, одна из которых — отсутствие соответствующих мощностей в российских портах.
Но для РФ эта проблема станет неактуальной, когда в Усть-Луге появится терминал Lugaport, а в порту Высоцком — Высоцкий зерновой терминал. Оба проекта находятся в стадии реализации.
Казалось бы, вот к чему должны готовиться латвийские чиновники. К тому, что транзитных грузов станет еще меньше. Но правительство витает в облаках, придумывает какие-то новые стратегии и повторяет одну и ту же мантру: «Российский транзит останется, российский транзит останется…»
«Что касается "потерянного груза", мы это можем условно отнести только к углю. В условиях плохой экономической конъюнктуры Россия не желает видеть эти грузы в Латвии. Но даже в угольном сегменте мы говорим о грузах в отдельных нишах, которые могли бы прийти в Латвию. То же самое с нефтепродуктами, хотя мы осознаем, что это стратегический товар — эти грузы все еще перевозятся в известном объеме, они будут поступать и в будущем. Нельзя сказать, что все грузы из России исчезли», — заявляет Талис Линкайтс.
Иными словами, министр сообщения Латвии по-прежнему не придает большого значения происходящему: транзитные потоки из России не иссякнут полностью. И с этим утверждением даже можно согласиться.
Перед Москвой никогда не стояла задача полностью отрезать отечественных грузоотправителей от портов Риги, Вентспилса и Лиепаи.
Во-первых, это едва ли возможно. Некоторые частные компании все равно будут рваться в Литву и Латвию, не упуская возможности «выбить» для себя максимально выгодные условия сотрудничества.
Во-вторых, руководству РФ тоже выгодно иметь под боком «запасные аэродромы», которыми в случае острой необходимости можно воспользоваться для экспорта тех или иных грузов. Яркий тому пример — прошлогоднее обрушение железнодорожного моста под Мурманском. Лишившись доступа к Мурманскому порту, несколько его клиентов перенаправили грузовые потоки именно в сторону Прибалтики.
Разумеется, часть российских транзитных грузов Латвия сохранит даже после того, как в Усть-Луге и Высоцке заработают новые терминалы.
Но речь идет об очень скромных объемах. Поэтому не стоит обнадеживать латвийских портовиков и железнодорожников.
От того большого транзитного пирога, который Латвия получала раньше, останутся жалкие крохи.