Сразу несколько европейских авиаперевозчиков начали продавать билеты на самолеты в Минск. Речь идет о польской компании LOT, немецкой Lufthansa и латвийской airBaltic. С высокой долей вероятности эти рейсы будут отменены, если Евросоюз не пересмотрит запрет на использование воздушного пространства Беларуси. Но факт остается фактом: сами перевозчики заинтересованы в отмене ограничений, которые были введены Европейским агентством авиационной безопасности.
Билеты на самолеты в Минск и из Минска уже можно купить на сайте Lufthansa. Первый рейс из Франкфурта предположительно отправляется 21 сентября, а обратно вылетает на следующий день.
Польская LOT продает билеты по направлениям Варшава — Минск и Минск — Варшава на октябрь.
AirBaltic также порадовал своих клиентов возможностью забронировать посадочные места на самолеты, которые должны приземлиться в столичном аэропорту Беларуси. Судя по информации на сайте компании, из Риги в Минск можно будет летать по четным числам месяца, начиная с ноября. Стоимость билета составит 78 евро.
Журналисты, разумеется, не могли оставить эту новость без внимания. Перечисленные авиаперевозчики не заходят в воздушное пространство Беларуси без малого три месяца. Сначала они добровольно следовали рекомендациям ЕС, а затем рекомендации превратились в директиву.
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) предписало авиакомпаниям стран — членов организации облетать Беларусь.
«До тех пор, пока международное расследование не прояснит обстоятельства (экстренной посадки самолета Ryanair в аэропорту Минска — прим. RuBaltic.Ru), EASA имеет оговорки в отношении того, может ли международное сообщество по-прежнему считать воздушное пространство Беларуси безопасным для гражданских полетов, поскольку нет полной уверенности в способности нынешних белорусских властей управлять воздушным пространством Беларуси в соответствии с международными соглашениями», — говорится в сообщении европейского регулятора.
Сегодня компетентные органы стран — членов EASA должны гарантировать, что операторы воздушных судов, базирующиеся на их территории, не осуществляют операции в небе над Беларусью (если только это не будет сочтено необходимым для обеспечения безопасной эксплуатации самолета в случае непредвиденных обстоятельств). О пересмотре этих указаний не сообщалось.
Тем удивительнее, что сразу три европейских авиаперевозчика без объяснений причин начали продавать билеты до Минска. Как это понимать?
Представители LOT подтвердили, что в их расписании действительно значатся прямые рейсы в Беларусь. Но конфликтовать с EASA в компании не намерены. «Вероятность дальнейшего прекращения полетов будет определяться действующими ограничениями. В таком случае пассажиры будут иметь возможность вернуть билеты без дополнительных выплат за резервацию», — сообщила LOT в ответ на запрос «Радио Свобода».
Иными словами, польская компания допускает, что запрет на использование воздушного пространства Беларуси в скором времени может быть пересмотрен (хотя никаких объективных предпосылок для этого нет).
Странным образом такая же мысль посетила менеджеров двух других европейских авиаперевозчиков. Невероятное совпадение!
«Все авиалинии Lufthansa Group избегают белорусского воздушного пространства с конца мая 2021 года и используют альтернативные маршруты полетов. Lufthansa также приостановила рейс Франкфурт — Минск. Мы в тесном взаимодействии с немецкими и европейскими властями в этой связи. Делая это, мы постоянно следим за последними событиями и постепенно приспосабливаем расписание наших полетов соответствующим образом», — сообщили в Lufthansa.
Выделим главное: немецкий авиаперевозчик корректирует расписание полетов не просто так — он руководствуется некими «последними событиями». О каких событиях идет речь, в компании не сообщают. Но мы и сами можем догадаться.
Вероятно, в Евросоюзе обсуждается вопрос отмены запрета на использование воздушного пространства Беларуси. LOT, Lufthansa и airBaltic об этом знают.
И даже знают, что новые рекомендации EASA могут появиться уже нынешней осенью. Почему бы в таком случае не открыть продажу билетов на Минск? Если запрет не будет отменен, клиентам просто вернут деньги.
Осведомленность перечисленных компаний неудивительна, ведь именно они, вероятно, и являются главными лоббистами отмены «авиасанкций» против Беларуси. Для них указания EASA оборачиваются серьезными убытками. AirBaltic подсчитала, что облет территории Беларуси будет стоить ей 2 миллиона евро в год. Казалось бы, сумма совсем небольшая, но в сфере пассажирских авиаперевозок сегодня каждая копейка на счету.
По этому сектору больнее всего ударили пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения.
За примером далеко ходить не надо: Lufthansa в 2020 году понесла рекордные чистые убытки в размере 6,7 миллиарда евро. По сравнению с «доковидными» временами ситуация остается тяжелой, и запрет на использование воздушного пространства Беларуси не добавляет немецкой компании уверенности в завтрашнем дне.
В оппозиционных белорусских СМИ уже проскальзывает информация о том, что возможность возобновления авиасообщения между Минском и странами ЕС действительно обсуждается. Хотя вряд ли такое решение будет принято.
Вспомним, что EASA не просто так предписала европейским перевозчикам облетать Беларусь — она якобы руководствовалась соображениями безопасности. Поэтому для пересмотра ранее принятой директивы необходимо признать, что Лукашенко управляет воздушным пространством своей страны в соответствии с международными соглашениями. Евросоюз к такому повороту событий не готов.
Кроме того, EASA ссылается на расследование инцидента с экстренной посадкой самолета Ryanair в аэропорту Минска. Доклад Совета Международной организации гражданской авиации (ICAO) по этому вопросу должен появиться в сентябре.
Но его основные тезисы известны заранее: Беларусь наверняка будут обвинять в том, что она перешла все возможные «красные линии», совершила «акт государственного пиратства» и так далее.
Только после этого Европейскому агентству авиационной безопасности предстоит ответить на вопрос: можно ли открывать воздушное пространство Беларуси для самолетов стран — членов организации?
Доклад ICAO обещает стать очередной публичной поркой Лукашенко, так что об отмене «авиасанкций» говорить пока рано. Но сами участники рынка пассажирских авиаперевозок будут приближать этот момент.