Клиенты железнодорожной компании China railway container transport corp. (CRCT) получили уведомления о том, что прямые поездки из Китая в Литву отменяются из-за сложившейся политической ситуации. Как минимум до октября китайские товары будут доставляться конечным потребителям в Европе по альтернативному маршруту (скорее всего, через Польшу). Для Литвы это не смертельно, но вместе с транзитными грузами она теряет последние надежды на плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с Поднебесной.
«Предупреждаем, что из-за сложившейся между Литвой и Китаем политической ситуации будет отменен прямой поезд (запланированный на 28 августа — прим. RuBaltic.Ru). Мы также сообщаем, что все прямые поезда в Вильнюс на сентябрь тоже будут отменены до получения информации из CRCT», — говорится в письме, которое получили клиенты китайского железнодорожного перевозчика.
Это уведомление было разослано всего через несколько дней после того, как КНР отозвала своего посла в Литве для консультаций и рекомендовала Вильнюсу сделать то же самое. Связь между двумя событиями очевидна: транзитные грузы уходят из прибалтийской республики вслед за дипломатическим представителем Поднебесной.
«Большинство крупных предприятий Китая — государственные, их руководители опасаются за свои должности, — полагает атташе Литвы по транспорту в Китае Рамунас Римкус. — По этой причине они, едва услышав об охлаждении отношений между нашими странами и отзыве посла Китая для консультаций, не замедлили с демонстрацией своей лояльности, хотя их об этом даже не просили. (…) Потерять эти несколько евро из-за отмены прямых рейсов в Литву им кажется куда более безопасным вариантом, чем навлечь немилость партии».
«Их об этом даже не просили». Как и Литву, которая не имеет никакого отношения к санкциям Министерства финансов США против «Беларуськалия», но все равно на всякий случай собирается их выполнять (даже ценой отказа от каждой четвертой тонны грузов в Клайпедском порту).
Разница только в том, что китайская компания следует курсу своего правительства, а Литва «подхрюкивает» заокеанским кураторам.
В сухом остатке получается, что Китай будет использовать альтернативные маршруты для доставки товаров конечным потребителям. Самый очевидный вариант — Польша. По словам представителя логистической компании ACE logistics Томаса Янкаускаса, опыт работы с поляками у китайских железнодорожников имеется.
Чего-то подобного следовало ожидать. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис недавно заявлял, что перевозки товаров из Поднебесной могут сократиться. Но это не страшно, потому что торгово-экономические связи между Литвой и Китаем слабы. В «доковидном» 2019 году объем их внешней торговли составил всего 1,35 миллиарда долларов.
Поэтому литовские чиновники будут говорить (и уже говорят), что китайцев бояться не надо — дескать, ничего они нам не сделают.
С другой стороны, еще 3–4 года назад Литва пыталась наладить сотрудничество с Китаем. Это сулило большие выгоды. Венгрия не даст соврать: по состоянию на 2017 год страна уже получила более 4 миллиардов долларов в виде инвестиций из КНР, что позволило создать около 10 тысяч новых рабочих мест. Это население небольшого литовского города.
Последнее достижение китайско-венгерского сотрудничества — это договоренность о создании в Будапеште филиала шанхайского Университета Фудань. Когда в последний раз в Литве открывались новые высшие учебные заведения? Еще при Советах?
Даже в прошлом году, во время экономического кризиса, китайские капиталовложения за рубежом выросли на 3,3% (до 132,9 миллиарда долларов). Ни одна другая страна не предлагает миру такой объем инвестиций.
Заработать на Китае до недавнего времени пыталась и Литва, причем ставка делалась прежде всего на развитие грузовых железнодорожных перевозок в рамках проекта «Один пояс — один путь».
Давайте вспомним, что говорил в 2017 году тогдашний министр транспорта и коммуникаций республики Рокас Масюлис: «Литва стремится к тому, чтобы через территорию страны проезжало как можно больше грузов из Китая в Европу, использовался бы Шяштокский терминал, а через несколько лет, когда будут окончены работы по оборудованию европейской железнодорожной колеи, и разнообразные Палемонские терминалы. Кроме того, мы готовы укреплять трехстороннее партнерство с Китаем и Беларусью. Мы можем гарантировать качественную транспортную и логистическую цепочку как по морю через Клайпедский порт, так и по железной дороге для грузов, предназначенных для индустриального парка "Великий камень", который возле Минска создает китайское предприятие China Merchants Group».
Эти времена остались в прошлом. С Беларусью Литва разругалась, в совместные транспортно-логистические проекты теперь можно привлекать разве что офис Светланы Тихановской, но денег на этом не заработаешь.
У китайцев тоже лопнуло терпение, когда появилась новость об открытии в Вильнюсе официального представительства Тайваня. Хотя это только вершина айсберга.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что куда более болезненным «уколом» для Поднебесной стали выход Литвы из блока «17+1» и призыв Габриэлюса Ландсбергиса создать в Евросоюзе принципиально новый формат сотрудничества с Китаем. Заигрывания с Тайванем просто переполнили чашу терпения Компартии КНР, которая долго наблюдала за недружественными действиями Вильнюса: дискуссии о «геноциде уйгуров», визиты Далай-Ламы, дискриминация китайских компаний и так далее. Чтобы перечислить все антикитайские инициативы Литвы, одной статьи точно не хватит.
Пострадает ли экономика страны от ухудшения отношений с Китаем? Скуодис прав: ущерб будет незначительным. Но Литва отказывается еще и от потенциальных китайских инвестиций, которые могли бы исчисляться сотнями миллионов долларов.
Вырисовывается весьма оригинальный экономический подход. Наплевательский (назовем его так).
Санкционная война с Россией? Плевать! Белорусские грузы уходят из Клайпеды? Плевать! Китайский перевозчик уходит из Литвы? Плевать! «Наплюй на всех, кроме США и Евросоюза» — вот, пожалуй, базовый постулат «литовской школы экономики».