Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис анонсировал запрет транзита продукции «Беларуськалия» через Клайпеду. В правительстве Литвы связывают свое решение с санкциями США против Беларуси, под которые подпадает «Беларуськалий». Эти санкции не обязывают Литву запрещать транзит белорусских удобрений, и при желании литовские чиновники могли бы попытаться договориться с американцами. Однако им проще выслужиться перед американцами и поставить на грань банкротства «Литовскую железную дорогу» и градообразующее предприятие третьего по величине города Литвы.
«С одной стороны, можно сказать, что санкции применяются к субъектам США, но из практики знаем, что банки не примут расчетов за оказанные услуги в Литве в евро, не только в долларах. Предприятия, если есть субъект под санкциями, отказываются с ним иметь какие-либо бизнес-отношения, чтобы избежать риска, и могу с уверенностью утверждать, что с декабря, когда санкции вступят в силу, удобрения перестанут идти через Литву», — объясняет глава Минтранса мотивы принятого решения отказаться с декабря этого года от перевалки белорусских калийных удобрений через Клайпеду.
Иначе говоря, Вильнюс ничто не обязывает блокировать белорусский транзит через Клайпеду.
Литовское правительство отказывается от главного источника существования Клайпедского порта и «Литовской железной дороги» от греха подальше, на всякий случай, руководствуясь принципом «кабы чего не вышло».
Непосредственно Литве американские санкции не угрожают. Однако угроза есть, тут Марюс Скуодис не врет. Американцы в самом деле могут ударить по всем компаниям, сотрудничающим с «Беларуськалием», и в том числе по литовским. А могут и не ударить.
Санкции — это в чистом виде политика, формализованный инструмент политического принуждения к покорности. Их юридическая составляющая ничтожна, и прибалтийская практика относиться к санкциям как к закону, который суров, но это закон, просто смешна.
Потому что применение или неприменение санкций против конкретных физических и юридических лиц в условиях, когда все связаны со всеми, — продукт политических договоренностей. Или их отсутствия.
Проще говоря, что надо делать руководству Литвы, чтобы литовские компании не задели санкции против «Беларуськалия»? Работать! Встречаться с американцами, договариваться с ними, чтобы санкции против Беларуси не распространялись на Клайпедский порт.
Литва ведь для США не чужая: самый преданный союзник в Европе, который больше кого-либо другого надрывается на ниве «сдерживания» России, продвигает западные интересы и ценности на постсоветском пространстве, показывает пример трансатлантической солидарности союзникам по ЕС, а «бонусом» еще и противостоит Китаю.
Разве могут Соединенные Штаты отказать в своей милости стране, которая проявляет к ним такую безграничную лояльность? Один маленький подарок от сюзерена преданному ему вассалу: не обращать внимание на то, что продукция «Беларуськалия» экспортируется через Клайпеду.
Американцы ведь могут и так не обратить. Им припирать Литву к стенке не надо, она и без того на все согласна. Но просто для перестраховки…
Вместо этого литовские власти предпочли одним махом отправить в нокаут «Литовскую железную дорогу» и градообразующее предприятие третьего по величине города Литвы.
Что такое «Беларуськалий» для Клайпеды? Это главный клиент морского грузового порта, который прямо или косвенно является источником дохода для каждого третьего жителя города.
Белорусские калийные удобрения — это почти четверть грузооборота Клайпедского порта и «Литовской железной дороги». Без них сразу прекратит свое существование специализирующийся на минеральных удобрениях грузовой терминал Biriu kroviniu terminalas, который обслуживал только «Беларуськалий». Однако удар будет тяжел для всей литовской логистики.
Белорусские грузы в лучшие времена составляли более трети грузооборота транспортно-логистического комплекса Литвы. Белорусские нефтепродукты — второй по значимости пункт в структуре грузоперевозок — из Литвы в этом году уже ушли, а теперь Литва своими руками избавляется и от пункта номер один: минеральных удобрений.
На это накладываются последствия экономического кризиса и ограничений социальной активности из пандемии коронавируса, которые также способствуют снижению перевозок.
То есть Литва полным ходом идет к коллапсу транспортно-логистической отрасли, который уже стал свершившимся фактом в соседней Латвии.
В масштабах всей страны предполагаемые потери доходят до 6–7% ВВП, а 2% ВВП без транзита белорусских удобрений Литва потеряет точно. В масштабах одной Клайпеды удар сопоставим с ударом по Висагинасу после закрытия там Игналинской АЭС. Без градообразующего предприятия Висагинас превратился в умирающий город, и Клайпеде грозит та же участь, раз литовское руководство бьет прямой наводкой по порту.
И главное, чем же вызвана такая решимость отморозить самим себе уши? Исключительно желанием выслужиться перед американцами. Соединенные Штаты, введя санкции против «Беларуськалия», разумеется, рассчитывают, что их решения станут образцами при подготовке шестого пакета антибелорусских санкций Евросоюза. И Литва тут как тут: спешит первой в ЕС поддержать почин и показать остальным европейцам, как надо.
О том, что их действия могут породить взрыв недовольства и массовые протесты в Клайпеде, в Вильнюсе, разумеется, не задумываются.
Как не задумывались литовские власти и о том, к чему могут привести драконовские ограничения для невакцинированных. Кого Бог хочет наказать — того он лишает разума.