«Газпром» отказался бронировать дополнительные мощности украинской газотранспортной системы на июль. Из-за этого стоимость голубого топлива на европейских хабах достигла рекордной отметки в 415 долларов за тысячу кубометров. Западные аналитики уверены: Россия не просто пытается максимизировать свою прибыль, но и создает благоприятный фон для скорейшего ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2», делая европейцев крайне заинтересованными не только в запуске газопровода по дну Балтийского моря, но и в его загрузке на полную мощность.
За считаные месяцы ситуация на мировом газовом рынке перевернулась с ног на голову. Еще год назад России приходилось торговать газом себе в убыток: спотовые цены в Европе находились ниже уровня безубыточности «Газпрома». В отдельные дни российский монополист выручал менее 70 долларов за тысячу кубометров.
Обвал газового рынка в 2020 году стал следствием рокового стечения обстоятельств. Рекордные запасы газа в европейских подземных хранилищах, накопленные из-за опасений остановки украинского транзита, аномально теплая зима, низкий спрос на энергоресурсы из-за карантинных ограничений… Масла в огонь подливали поставщики СПГ, которые буквально завалили Европу своей продукцией.
Сегодня ситуация прямо противоположная. Коронавирус еще не побежден, но мировая экономика все же выходит из кризиса. Деловая и производственная активность восстанавливается, растет потребление углеводородов: нефти, газа, угля.
Оперативные данные свидетельствуют, что за первые пять месяцев этого года спрос на газ в Европе вырос более чем на 17%.
Погода также благоприятствует «Газпрому». Для его западных партнеров отопительный сезон 2020/2021 ознаменовался крайне низким температурным режимом.
Весной Европа не без удивления обнаружила, что ее ПХГ истощены намного сильнее, чем годом ранее. Начинать подготовку к следующей зиме пришлось с «низкого старта».
На этом неприятные сюрпризы для импортеров российского газа не закончились. Вслед за морозами пришла сильная жара. Она заставляет промышленные предприятия тратить много энергии на кондиционирование. Электростанции отбирают топливо, которое в иной ситуации закачивалось бы в подземные хранилища.
Наконец, злую шутку с Европой сыграли те, кого принято считать ее благодетелями — поставщики сжиженного природного газа.
На фоне изменения ценовой конъюнктуры они в очередной раз устремились в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Туда, где потребители готовы платить гораздо больше, чем европейцы.
Объемы торговли СПГ в Европе начали падать еще зимой, и эта тенденция остается неизменной: все пытаются нажиться на премиальном азиатском рынке.
Таким образом, страны ЕС оказались в крайне затруднительном положении. Новый отопительный сезон не за горами, а заполнение подземных хранилищ газа идет ни шатко ни валко. Текущий уровень запасов отстает от среднего показателя за последние пять лет более чем на 14%. Немецкие хранилища к концу июня были заполнены на 41%, австрийские — всего на 29%.
Поскольку на СПГ-трейдеров надеяться не приходится, Европа в этом году особенно ждет трубопроводный газ из России.
Так уж повелось, что якобы ненадежный «Газпром» на самом деле пользуется репутацией безотказного поставщика. Выполняя свои обязательства по долгосрочным контрактам, он всегда готов предоставить клиентам дополнительные объемы топлива. По крайней мере, европейцы к этому привыкли.
Типичная история последних лет: к концу зимы «Газпром» оперативно наращивает поставки в Германию, Францию, Италию и так далее.
Но сегодня российский монополист ведет себя по-другому.
Западные аналитики с раздражением отмечают, что Россия не спешит удовлетворять растущий спрос на газ в Европе. Выполняются лишь контрактные обязательства.
29 июня стало известно, что «Газпром» не будет бронировать дополнительные мощности украинской ГТС на июль. А ведь именно в этом месяцы запланированы ремонтные работы на других экспортных газопроводах. С 6 июля по 10 июля будет приостановлен «Ямал — Европа», с 13 по 23 июля завершится укладка второй нитки «Северного потока».
В этой связи аналитик службы отслеживания рынков основных товаров ICIS Томас Марзек-Мансер отмечает, что трейдеры рассчитывали на увеличение транзита через Украину. Когда этого не произошло, спотовые цены на газ в Европе достигли отметки в 415 долларов за тысячу кубометров.
Некоторые эксперты полагают, что «Газпром» руководствуется исключительно экономической логикой. Менеджеры компании решили подержать Европу на голодном газовом пайке, дабы максимизировать свою прибыль.
Но более правдоподобной кажется другая версия.
Россия подталкивает Меркель и компанию к скорейшему вводу в эксплуатацию «Северного потока — 2».
«Многие полагали, что Россия будет поставлять больше газа через Украину, однако этого не происходит. Отчасти это объясняется политическими причинами: Россия отправляет Брюсселю сигнал о том, что она не нуждается в транзите газа через Украину», — утверждает глава отдела природного газа и энергетического перехода консалтинговой фирмы Energy Aspects Тревор Сикорски.
«"Северный поток — 2" окажет значительное влияние в краткосрочной перспективе, потому что сейчас Евросоюз столкнулся с чрезвычайно низким объемом запасов газа, — соглашается исполнительный директор компании BEnergy Solutions DMCC Сара Бехбехани. — Если бы объемы наших запасов были больше, трейдеры не обращали бы на этот проект такого внимания».
Косвенно эту версию подтверждает генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова. Она заявила, что дополнительные заявки на поставки российского газа будут удовлетворены после ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2».
Окончание строительства газопровода стало делом времени. Но открытым остается вопрос, будут ли на него распространяться нормы обновленной Газовой директивы ЕС. Для России принципиально важно, чтобы западные партнеры искусственно не ограничивали мощность второй нитки «Северного потока».
Вероятно, поэтому «Газпром» провоцирует ситуацию, при которой сама Европа предстоящей зимой захочет загрузить на максимум только что построенную трубу.
Физический дефицит газа ей не грозит: потребители не замерзнут, промышленность не будет «буксовать». Но коммерческий директор немецкой компании Uniper Ник ден Холландер предупреждает, что «если эта напряженность сохранится, а предстоящая зима окажется холодной, мы столкнемся с очень интересными ценами».
То есть 415 долларов за тысячу кубов — это не предел. Готова ли Европа к такому развитию событий?