Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрел в собственность важнейшее стратегическое предприятие Молдавии — порт Джурджулешты, который был для страны единственным выходом к Черному морю. Европейцы фактически отняли за долги ключ к суверенитету Молдавии, лишив республику даже теоретической возможности выйти из-под диктата Запада. Пример Молдавии даже более печальный, чем Украины; пример того, какая судьба ждет постсоветскую страну, у которой «кастрировали» государственность.
Международный свободный порт Джурджулешты расположен в устьях Прута и Дуная, на границе Молдавии с Румынией и Украиной. Джурджулешты — единственный выход Молдавии к Черному морю: от порта до него 134 километра вниз по реке.
Без Джурджулешты Молдавии пришлось бы пользоваться услугами румынского Галаца или портов Одесской области Украины. Собственный порт не только дает республике альтернативу, но и позволяет планировать крупные инфраструктурные проекты. С помощью Джурджулешты, например, происходит удовлетворение энергетических потребностей Молдавии: импорт нефти и нефтепродуктов идет через портовый нефтеналивной терминал.
В известном смысле собственный речной порт с выходом в Черное море — это ключ к независимости Молдавского государства.
Недаром с Джурджулешты был связан многолетний территориальный спор между Кишиневом и Киевом. Во времена Советского Союза у Молдавской ССР не было острой заинтересованности в собственном порту — связь республики с внешним миром по морю без проблем осуществлялась через Одессу. Распад СССР поставил Кишинев перед неизбежным политическим решением: Молдова не может быть де-факто независимым государством, покуда ее выход к внешнему миру, молдавский импорт и экспорт контролируют другие страны.
Нужен доступ к Черному морю, следовательно, нужен собственный порт в низинах Дуная. Такой вывод логически следовал из самого факта провозглашения независимого Молдавского государства. Ради этого были произведены обмены территориями с Украиной, долго и мучительно проходила демаркация молдавско-украинской границы, а строительство грузового и пассажирского порта и железнодорожного подъезда к нему на полученной от Украины земле близ села Джурджулешты стало одним из главных инфраструктурных проектов постсоветской Молдавии.
На прошлой неделе Европейский банк реконструкции и развития отнял за долги ключ к суверенитету и независимости Молдавского государства.
ЕБРР с 1995 года был одним из главных спонсоров строительства в Джурджулешты международного свободного порта, а в последние годы скупал долговые обязательства прочих кредиторов Кишинева. В результате Молдавия за Джурджулешты оказалась должна одному Европейскому банку, средств заплатить по долгам у нее, разумеется, нет, и в результате ЕБРР получил 100% капитала Danube Logistics Group, которая является оператором порта.
Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году для содействия переходу к рыночной экономике переживших крах социализма стран Центральной и Восточной Европы. Наряду со Всемирным банком и МВФ ЕБРР сразу превратился в главного инвестора в постсоветское пространство и бывшие страны Варшавского договора.
Важным отличием ЕБРР от того же МВФ было то, что заправляли в нем не американцы, а европейцы. Точнее, западные европейцы. Основными акционерами ЕБРР были Германия и другие страны — доноры Евросоюза.
Судя по последовавшей всеобщей деиндустриализации Центральной и Восточной Европы, банкротству и продаже за бесценок важнейших предприятий с их последующим разбором на металлолом, подлинная цель западных «инвесторов» состояла в том, чтобы взять под контроль кризисный регион и выжечь там каленым железом любую возможную конкуренцию своему производству.
История с молдавским портом — исключение, которое подтверждает правило. В этом случае Запад не уничтожил стратегический объект, а помог построить его… для того, чтобы потом захватить. Зачем западным инвесторам транспортный узел на границе Молдавии? Для гарантированного политического контроля над бывшей советской республикой.
Если бы европейцы не дали Кишиневу денег на строительство порта, его могла бы построить Молдавии Россия, немного оправившись от разрухи 1990-х. Построила же она Беларуси АЭС. А построенный Молдавии порт в устье Дуная — это стратегическое присутствие Москвы в регионе, сопоставимое с базой Черноморского флота в Крыму.
Так что подлинных задач у европейцев, дары приносящих, было две.
Первая — не дать России укрепиться в Причерноморье.
Вторая — забрать себе порт, когда он будет построен, и тем закрепить свой контроль над Молдавией.
Обе задачи сегодня достигнуты.
Чтобы понять, что значит для Кишинева уход Джурджулешты из-под молдавской юрисдикции, представим себе, что европейцы получили в собственность «Газпром». Что Япония отняла за долги российские порты на Дальнем Востоке. Что «Россети» купили американцы, и вся российская электроэнергетика теперь зависит от Вашингтона.
Звучит как что-то совершенно для России невозможное, однако в 1990-е годы самая большая страна мира шла в фарватере других бывших советских республик. Российский госбюджет сидел, как наркоман, на траншах от западных кредиторов, главной интригой внутренней политики были выводы мониторинговой миссии МВФ, а продажа иностранцам стратегических предприятий обсуждалась как нечто вполне обыденное.
Неслучайно апологеты «сдерживания» России называют ту эпоху «золотым веком» и временем утраченных возможностей. Неслучайно Владимир Путин, заняв пост президента в 2000-м году, среди первоочередных дел во внешней политике начал досрочно расплачиваться по долгам с западными кредитными организациями.
Последние, надо сказать, принимали досрочное погашение кредитов без должного восторга и другим своим должникам не ставили в пример финансовую дисциплину Москвы.
Результат имеем сегодня.
Россия — возродившаяся сверхдержава, которую признает равной своей стране президент США, а те осколки Советского Союза, что поверили в благие намерения европейских «учителей», пребывают в жалком и унизительном состоянии.
Молдавия здесь самый яркий пример. Даже более яркий, чем Украина. Это страна, президент которой имеет гражданство другой страны. Страна, в которой зарегистрирована и идет на выборы партия, призывающая уничтожить эту страну. Страна, которая находится на грани остановки железнодорожного сообщения. Страна, где базовые решения принимают западные посольства, и главный стратегический объект продан за долги иностранцам.
Такая судьба была уготована и России.
Такая судьба сейчас уготована Беларуси, и спасает ее от этой судьбы только поддержка России.
Может ли Россия спасти и Молдавию? Разве только если та сама захочет спастись. Для этого Молдавии нужно осознать, в чем на самом деле состоял ее «европейский выбор», и понять, что именно сдача Западу ее суверенитета и независимости привела страну к тому плачевному состоянию, в котором она находится.