В мае в Эстонии состоится первое собрание рабочей группы по атомной энергетике, которая проанализирует возможность строительства атомной электростанции. Окончательное решение о создании АЭС с модульным реактором будет принимать местный парламент (Рийгикогу). Об этом заявил министр окружающей среды Эстонии Тынис Мельдер. Но даже если большинство депутатов проголосуют «за», планы строительства атомной станции могут так и остаться планами — скорее всего, против них выступит Евросоюз.
Окончательное решение о строительстве или об отказе от идеи создания атомной электростанции (АЭС) с небольшим модульным реактором в Эстонии будет принимать Рийгикогу. Об этом накануне сообщил министр окружающей среды Тынис Мельдер.
Идея строительства атомной электростанции в Эстонии обсуждается не первый год. Ее главный лоббист — кандидат геолого-минералогических наук, академик Анто Раукас. Он резонно замечает, что сегодня энергетическую безопасность прибалтийской республики обеспечивает производство электричества из сланца.
Но развитие этой отрасли противоречит долгосрочным климатическим целям ЕС.
Растут европейские квоты на выбросы углекислого газа, продукция эстонского государственного энергоконцерна Eesti Energia становится неконкурентоспособной. Особенно по сравнению с российским электричеством, которое продается без экологической наценки.
Для Эстонии постепенный отказ от сланца — это не перспектива, а реальность. В ближайшие годы Eesti Energia планирует сделать ставку на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). На них должно приходиться не менее 45% от общего объема производимого электричества.
Однако «зеленая» энергетика — штука дорогая и, как показывает опыт прошедшей зимы, весьма ненадежная.
Есть альтернатива — можно пойти по пути Литвы, самой энергодефицитной из трех Прибалтийских республик. Литва критически зависима от импорта. «Покупка электроэнергии — не худший вариант, но, к сожалению, ее нельзя купить нигде, кроме России, потому что все наши соседние страны, за исключением Швеции, испытывают энергетический голод — то есть потребляют больше электроэнергии, чем производят», — утверждает Раукас.
К тому же, по прогнозам эстонского академика, мировой спрос на электроэнергию в будущем станет расти. Главным образом из-за роста численности населения Китая и Индии.
«Все это усугубляется неразумной энергетической политикой Европейского союза, одним из примеров которой является борьба с ядерной энергией, а также чрезмерное развитие возобновляемых источников энергии, что ухудшает качество электрических систем», — уверен Раукас.
В общем, ситуация патовая. Сланец уходит в прошлое, ВИЭ не смогут его заменить, а делать ставку на импорт в равной степени невыгодно и небезопасно.
Остается последний вариант — построить собственную небольшую АЭС. Получить надежный источник дешевого электричества.
И несколько сотен новых рабочих мест в придачу (не говоря уже о том, что само строительство подобного объекта тоже даст импульс эстонской экономике).
Эта идея, как ни странно, нашла своих сторонников. В марте 2019 года эстонская компания подписала протокол о намерениях с канадской Moltex Energy, которая специализируется на разработке ядерных технологий нового поколения. Затем она же заинтересовалась американскими наработками для создания малых модульных ядерных реакторов.
«В США существует ряд предприятий, чьи технологии могли бы представлять для нас интерес. Чтобы сделать окончательный выбор технологии, мы дождемся строительства первого модульного реактора нового поколения, что произойдет не ранее 2026 года», — заявлял председатель совета Fermi Energia Сандор Лийве по итогам встречи с директором европейского отдела Министерства энергетики США Дэном Милстейном.
Власти Эстонии тем временем проводят анализ различных способов производства электроэнергии и пытаются ответить на вопрос, возможно ли в стране построить атомную электростанцию.
«Для внедрения таких технологий мы должны инициировать в стране дискуссию о том, хочет ли эстонский народ внедрять такие технологии в Эстонии, поскольку у нас сейчас отсутствует институциональная готовность их регулировать», — резюмировала канцлер Министерства окружающей среды Эстонии Меэлис Мюнт.
Как показывают социологические опросы, сторонников строительства АЭС в Эстонии уже больше 50%.
А развитие атомных технологий устраняет главную преграду, из-за которой раньше эта идея казалась нереализуемой. До недавнего времени любая АЭС представляла собой крупный объект стоимостью несколько миллиардов долларов. Маленькой прибалтийской республике он просто не нужен. Не случайно Игналинку в Литве строили с прицелом на весь регион — Прибалтику и Беларусь. Островецкая АЭС в Беларуси также ориентирована на экспорт.
Но сегодня, по словам Сандора Лийве, во всем мире активно развивают тему малых реакторов четвертого поколения. Строятся они всего 2–3 года, стоят недорого (около одного миллиарда евро). Для Эстонии — в самый раз.
«Эстонии в среднем нужно 1 000 мегаватт мощности. Зимой до 1 600 мегаватт. Скорее всего, в будущем цифра увеличится. Модульный реактор четвертого типа даст 300 мегаватт. При этом никто не говорит, что атомная энергия должна быть основной! Но для производства 300 мегаватт понадобится 100 ветряных генераторов. Атомная электростанция работает 8 000 часов в год. Ветрогенератор — около 3 000 часов. Поэтому от АЭС с той же мощностью мы получим в три раза больше энергии, чем от ветряка», — утверждает Лийве.
С другой стороны, реакторы четвертого поколения пока находятся на стадии разработки (в промышленном масштабе их начнут использовать нескоро). В самой Эстонии пока нет ни специалистов в области ядерной энергетики, ни соответствующей правовой базы для строительства АЭС. Одна из наиболее щепетильных тем — утилизация отработанного ядерного топлива.
Впрочем, это уже детали. Нет ответа на главный вопрос: одобрит ли Евросоюз планы развития атомной энергетики в Эстонии?
Именно Брюссель в итоге может сказать Таллину свое жесткое и безапелляционное «Не дозволяем!»
«Мирный атом» для Европы — это большая дилемма. С одной стороны, он не выделяет углекислый газ и не загрязняет окружающую среду. Но опыт Чернобыля и Фукусимы показывает, что чрезвычайные происшествия на АЭС чреваты катастрофическими последствиями. Поэтому европейцы до сих пор не могут разобраться, стоит ли давать «зеленый свет» развитию ядерных технологий.
«Страхи по отношению к атомной энергетике существуют в ЕС, поэтому не думаю, что они куда-то денутся в ближайшие десятилетия», — констатирует руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
В случае с Эстонией появляется еще один важный нюанс: Евросоюз едва ли одобрит строительство АЭС по причинам чисто экономического характера.
Ведь источник дешевой электроэнергии — это подспорье для развития промышленного производства, которое в странах Балтии умирало при активном содействии Брюсселя.
Литовскую Игналинку закрыли по прямому указанию Евросоюза.
Эстонии тоже доходчиво объяснят, что никакие АЭС ей не нужны.