×
Экономика Экономика

Белорусский транзит уходит из Литвы в Россию с опережением графика

Источник изображения: sautrans.ru

Объемы транзита белорусских нефтепродуктов через порты Ленинградской области превышают запланированные примерно на 25%. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. По его словам, Москва и Минск не просто сотрудничают в сфере грузовых перевозок, а создают новый международный транспортный коридор. Вопрос лишь в том, готов ли Лукашенко довести начатое до конца и лишить Клайпедский порт основного источника его доходов — транзита калийных удобрений. Последние новости заставляют поверить в то, что это возможный (и даже весьма вероятный) сценарий.

В январе 2021 года Москва и Минск заключили  соглашение о сотрудничестве в сфере перевалки нефтепродуктов, которое определяет условия сотрудничества сторон до конца 2023 года. За это время российские порты (главным образом Усть-Луга) должны обработать без малого 10 миллионов тонн белорусского бензина, мазута, газойля и масла.

Вероятно, в Кремле опасались, что Лукашенко может передумать даже после подписания документа. Поэтому контракты между хозяйствующими субъектами должны заключаться по принципу «бери или плати». Даже если белорусские грузы до российской Балтики не дойдут, Батька будет обязан заплатить за их перевалку в полном объеме.

Но теперь выясняется, что эти опасения были беспочвенны.

Беларусь не просто выполняет свои обязательства — она опережает график.

«По итогам месяца для перевалки через терминал порта Усть-Луга было доставлено почти 111 тысяч тонн бензина при планируемой соглашением норме 86 тысяч тонн. В Петербургский нефтяной терминал было направлено для перевалки 96,6 тысячи тонн мазута вместо изначально планируемых 90 тысяч тонн. Кроме того, на терминал в Усть-Лугу успешно доставлено 14,6 тысячи тонн газойля. При этом поставок данного вида груза в марте не планировалось», — сообщил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Если говорить о финансовой стороне вопроса, то доходы российских компаний от экспорта транспортных услуг по перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов в марте составили около 348 миллионов рублей. Столько Литве стоили испорченные отношения с Беларусью всего за один месяц.

«По прогнозам, в апреле также ожидается значительное превышение плановых показателей — как минимум на 100 тысяч тонн, — добавляет премьер-министр России Михаил Мишустин. — Это хороший темп. Уже не просто образована цепочка экспортных поставок в рамках Союзного государства, а, по сути, создан новый международный транспортный коридор».

Логично предположить, что вслед за нефтепродуктами по проторенной дорожке отправятся и белорусские удобрения, а это главный источник доходов Клайпедского порта.

Совсем недавно руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев заявил, что Москва и Минск как раз обсуждают планы строительства отдельного терминала для перевалки продукции «Беларуськалия» в Усть-Луге. Косвенно эту информацию теперь подтвердил Савельев: «В настоящее время Минтранс России обсуждает с белорусскими коллегами возможность переадресации более широкого спектра экспортных грузов через российские порты. Мы получили от коллег предложение и условия, которые сейчас детально прорабатываем».

До недавнего времени белорусские оппозиционеры могли уличать Лукашенко в том, что он «прогнулся» под Путина — подписал некое кабальное соглашение, обязался переплачивать за транзит белорусских нефтепродуктов и так далее. Но ведь никто не заставлял его посылать в Усть-Лугу грузы сверх плана.

Здесь есть только одно логическое объяснение: белорусских грузоотправителей полностью устраивают условия сотрудничества с российскими портами.

Литва не верила, что такое возможно. Да и российские эксперты разделяли их скептицизм.

«Лично я сомневаюсь в серьезности планов белорусского руководства организовать долгосрочную логистическую схему через российские порты. С другой стороны, Беларусь, как и любое государство, должна быть заинтересована в наличии «запасного аэродрома» для своих грузов. Таковым может стать Россия. В случае реализации всех заявленных планов по созданию новых балкерных терминалов в порту Усть-Луга Беларусь получит возможность перевалки части своих грузов через этот российский порт», — говорил, например, в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru главный редактор информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталий Чернов.

Пока рано делать окончательные выводы, но все идет к тому, что «запасным аэродромом» для Беларуси станет Клайпеда.

А основной поток грузов в течение нескольких лет будет плавно перенаправлен в Усть-Лугу.

Как показывает практика, это возможно. Нужны только политическая воля и принципиальная позиция президента Беларуси.

Стоит отметить, что и Литва сегодня самозабвенно трудится на благо Союзного государства. Она по-прежнему позиционирует себя непримиримым врагом режима Лукашенко. Сотрудничать с этой страной означает «подкармливать» белорусскую несистемную оппозицию.

Впрочем, характер отношений Минска и Вильнюса еще может измениться. Запад отнюдь не поставил крест на Батьке. США и Евросоюз не разрывали с Беларусью дипломатические отношения, не отказывались от импорта белорусских товаров, не признавали Светлану Тихановскую «президентом».

«Все мы не признаем легитимность Лукашенко по итогам процесса, который мы считаем сфальсифицированным», — заявлял глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Но при этом добавлял, что сотрудничать с фактическим главой Беларуси все равно придется, поскольку ситуацию в стране контролирует он, а не Тихановская, Латушко или прочие новоявленные «борцы с диктатурой».

Экономические санкции не вводились и теперь уже вряд ли будут введены. В этом нет смысла — власть Лукашенко твердо стоит на ногах. Оппозиция, напротив, продемонстрировала свою несостоятельность. Ее весенние протесты закончились, так и не начавшись.

В этих условиях коллективный Запад с высокой долей вероятности попытается, по крайней мере, не усугублять конфликт с Беларусью.

Лукашенко через это уже  проходил. Во времена Джорджа Буша-младшего Соединенные Штаты активно способствовали его свержению, а при Обаме началась оттепель. Вашингтон плавно перешел к работе с официальным Минском.

После событий прошлого года концепция regime change (смены режима) обрела второе дыхание. Надолго ли?

Остается надеяться, что Лукашенко распробовал горькие плоды своей многовекторности и понял, что конечные цели Запада в отношении Беларуси за годы его правления никогда не менялись.

Менялись лишь способы их достижения.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Литва отказывается от развития инфраструктуры после ухода в Россию грузов из Беларуси
6 апреля 2021
Проект внешнего глубоководного порта в Мелнраге не будет развиваться как минимум ближайшие десять лет. Потому что Литва умудрилась поругаться и с Китаем, который мог проспонсировать эту стройку, и с Беларусью, которая была гарантом стабильности Клайпедского порта, и с Россией, которая тоже когда-то направляла свой транзит на Литву.
Литва увидела в Турции альтернативу транзиту из России и Беларуси
5 апреля 2021
Компания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) планирует нарастить перевозки грузов из Турции, чтобы компенсировать снижение объемов белорусского транзита.
Литва, давай, до свидания: Беларусь добивает Клайпедский порт уходом удобрений в Россию
31 марта 2021
В обозримом будущем на российской Балтике должен появиться отдельный терминал для перевалки белорусских удобрений. Переориентация продукции «Беларуськалия» на Усть-Лугу выглядит более сложной задачей, чем переориентация нефтепродуктов. Но если это произойдет, Клайпедский порт лишится главного источника своих доходов.
Литва готовит блокаду транзита из Беларуси
18 марта 2021
Вильнюс хочет ввести лицензирование литовскими властями грузов из Беларуси и тем самым получить в свои руки возможность в любой момент заблокировать белорусский транзит.
Новости партнёров