В медиасреде активно идет обсуждение перевода Минском своего товаропотока на российские морские порты на фоне роста разногласий со странами Балтии и Польшей. Аналитический портал RuBaltic.Ru задался вопросом: как в целом изменится товаропоток Беларуси после известных событий 2020 года? Какие внешнеэкономические связи для Минска будут приоритетными в ближайшие несколько лет? Экономический анализ последних тенденций позволяет спрогнозировать, что российское направление для Беларуси останется ключевым.
Согласно информации Таможенного комитета Республики Беларусь, внешнеторговый оборот страны с 2016-го по 2020 год увеличился с 50,9 до 60,7 миллиарда долларов. При этом «пиковое» значение пришлось на 2018 год — 71,6 миллиарда долларов (2017 год – 63,2 миллиарда долларов; 2019 год – 71,4 миллиарда).
Снижение внешнеторгового оборота в 2020 году по сравнению с наибольшим значением 2018 года превысило 14,8%, что связано с общемировым экономическим падением на фоне пандемии.
Сальдо внешнеторгового оборота в рассматриваемый период сохранялось отрицательным, колеблясь от «минус» 3,9 (2020 год) до 6,8 миллиарда долларов (2019 год).
Несмотря на проведение Беларусью так называемой «политики диверсификации» (или концепции «30/30/30»), ключевая доля внешнеторгового оборота Беларуси по-прежнему приходится на страны СНГ, в первую очередь на Россию.
Вместе с тем наблюдается его постепенное снижение. Так, если в 2017 году на долю товарооборота со странами СНГ приходилось 60,7% (38,3 миллиарда долларов), то в 2020 году – 59,2% (35,9 миллиарда долларов).
Доля Российской Федерации в общем объеме товарооборота в 2017 году составляла 51,1%, а в 2020 году – 48,3%.
При этом доля товарооборота со странами вне СНГ росла соответственно. Так, если в 2017 году этот показатель не превышал 39,3% (24,8 миллиарда долларов), то в 2020 году он вырос до 40,85% (28,1 миллиарда долларов).
Увеличение доли со странами вне СНГ произошло в основном за счет роста товарооборота с Китаем с 5% в 2017 году до 7,2% в 2020-м.
В остальном в ТОП-10 странах-партнерах наблюдалось незначительное повышение или снижение пропорций. Так, доля Украины (2 место) увеличилась с 7,3 до 7,5%, доля ФРГ, наоборот, уменьшилась с 4,5 до 4,2%, Великобритании – с 4,2 до 4,1; Польши – с 3,8 до 2,3%; Нидерландов – с 2,2 до 1,8%; Литвы – с 1,9 до 1,7%; Турции – с 1,5 до 1,4%.
В части торговли с интеграционными объединениями (ЕАЭС, ЕС) следует отметить характерное уменьшение их доли.
Так, если на страны ЕАЭС в 2016 году приходилось 52,1% от общего товарооборота республики, то уже в 2020 году – 49,9% при общем увеличении абсолютных показателей объема: с 26,5 до 30,3 миллиарда долларов.
В 2016 году товарооборот со странами ЕС составлял 21,9%, а в 2020 году – 19,6%. При этом объем увеличился с 11,2 до 15,7 миллиарда долларов. «Пиковое» значение доли ЕС было достигнуто в 2018 году – 24,2%, что соответствовало 17,3 миллиарда долларов.
Характерно, что с 2016 по 2019 год сальдо торгового баланса Беларуси со странами ЕС было положительным и находилось в пределах от 178,8 миллиона долларов в 2016 году до 3,1 миллиардов долларов в 2018 году.
Однако уже в 2020 году этот показатель продемонстрировал отрицательное значение – «минус» 1 миллиард долларов, что произошло в первую очередь из-за более сильного падения объемов экспорта Беларуси в страны ЕС, нежели объемов импорта на фоне пандемии, «локдаунов» и санкционной политики ЕС.
Так, экспорт упал на 11%, до 5,4 миллиарда долларов, по сравнению с 2019 годом, в то время как импорт – только на 8,5%: до 6,5 миллиарда долларов.
Торговое сальдо со странами ЕАЭС сохранялось постоянно отрицательным, что связано со значительным импортом Беларусью топливно-энергетической продукции и иного природного сырья (в основном из России), покрыть который за счет экспорта своих товаров республике объективно не удавалось. Наибольшее отрицательное значение было достигнуто в 2018 году – 8,9 миллиарда долларов, наименьшее – в 2020 году – 2,6 миллиарда долларов (2016 – 4,1; 2017 — 6,2; 2019 – 7,7 миллиарда долларов). Падение данного показателя в прошлом году частично объясняется возникшими разногласиями между РФ и Беларусью, приведшими к временной приостановке поставки нефти на белорусские НПЗ в начале 2020 года.
Высокая зависимость республики от внешних энергоресурсов будет и в дальнейшем определять приоритет развития отношений Беларуси с Российской Федерацией.
Реализация альтернативных проектов поставки нефтесырья и газа в республике ввиду политической конъюнктуры после 2020 года маловероятна. Однако оппоненты белорусско-российских отношений будут предпринимать все меры для возможного «втягивания» Беларуси в «энергетические авантюры», подобные «авантюрам» 2020 года (поставка нефти из США или иных стран).
Одновременно рынок Российской Федерации наравне с рынком стран ЕАЭС будет оставаться наиболее приоритетным для белорусских производителей.
Пандемия, «локдауны» и политические приоритеты Брюсселя показали, что рынок стран ЕС имеет высокий уровень волатильности от внешних шоков и не может быть гарантом стабильного и высокого потребления белорусских товаров.
Интенсивная динамика внешнеторговых показателей Республики Беларусь с Китаем в 2016–2020 годах четко демонстрирует перспективы ее сохранения и в дальнейшем. Китай для Беларуси выступает в качестве второго (после России) приоритетного направления развития внешнеэкономических связей. Китай на ближайшие 5–10 лет будет локомотивом мирового экономического роста. Те страны, которые будут поддерживать и развивать с Пекином внешнеторговые отношения, смогут в качестве бонуса получать более высокие темпы роста национальной экономики.