Литва начинает новый раунд борьбы с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС). По ее инициативе Рига, Вильнюс и Таллин возобновят переговоры об общей методологии торговли электричеством с третьими странами. Литовских политиков не смущает тот факт, что единственный способ оградиться от продукции БелАЭС — это экстренно разорвать энергокольцо БРЭЛЛ. Бойкот островецкого «атомного монстра» довел прибалтийскую республику до крайней формы политической шизофрении: она признает невозможность организовать эффективную блокаду БелАЭС и все равно пытается это сделать.
Энергетическая политика Литвы никогда не отличалась прагматизмом, но в последнее время она окончательно потеряла связь с реальностью. Недавние заявления официальных представителей Вильнюса наглядно это демонстрируют.
Например, министр энергетики Дайнюс Крейвис жалуется еврокомиссару Кадри Симсон на неуступчивость соседей-латышей: «Белорусская электроэнергия, которая физически поступает в Литву через соединение BY и LT, продается в латвийской торговой зоне — таким образом, Литва потребляет белорусскую электроэнергию и платит за нее. Это ставит под угрозу проект синхронизации энергосистем Балтии, создает зависимость от импорта из третьих стран и препятствует достижению целей Европейского союза в области зеленой энергетики».
Но позвольте, господин Крейвис! Эта проблема решается очень просто: перекройте поток электроэнергии из Беларуси. Если прекратятся физические поставки, то не надо будет платить за них на латвийской бирже.
Ни Крейвису, ни его коллегам почему-то не приходит в голову эта элементарная мысль.
По факту Литва продолжает напрямую импортировать белорусское электричество, грубо нарушая собственное антиостровецкое законодательство. А виновата во всем Латвия.
Затем порцией отборного бреда нас порадовал глава литовской компании — оператора системы передачи электроэнергии Litgrid Рокас Масюлис. Он тоже считает, что корень проблемы — это торговля белорусской электроэнергией в соседней стране. «Ею не должны торговать на латвийской бирже, ведь в Литве запрещена торговля белорусской электроэнергией, поэтому у нас ее просто не может быть. (...) Но торговля осуществляется на латвийской бирже — если бы на этой бирже ею не торговали, то тогда она бы не использовалась и здесь», — заявил Масюлис.
О том, что первым делом Литва должна обнулить физический поток электричества из Беларуси, чиновник не упоминает. Напротив, если бы в Литву попадал лишь физический поток электроэнергии, то это, по мнению Масюлиса, «не было бы такой большой бедой». Как понимать его слова?
Литва негодует, что продукция БелАЭС сможет просачиваться в Прибалтику через российско-латвийское соединение, а ее прямые поставки в Литву — это уже не проблема?
Изощренную схему закупок белорусского электричества на латвийской бирже внедрило предыдущее правительство. Экс-министр энергетики Жигимантас Вайчюнас доказывал, что так Вильнюс сможет выполнять требования антиостровецкого законодательства.
Оппозиционных консерваторов такой подход не устраивал, они добивались отставки Вайчюнаса и норовили показать, как нужно защищать национальные интересы Литвы в сфере энергетики. После осенних парламентских выборов у них появилась такая возможность.
Но мастер-класс по борьбе с БелАЭС заканчивается заявлением Масюлиса о том, что физический поток белорусского электричества не будет для Литвы «большой бедой».
Возникает вопрос: каким образом глава Litgrid собирается рассчитываться за импортируемую энергию? Торговать с Беларусью напрямую нельзя — закон запрещает. Латвийская биржа его тоже не устраивает. Можно, конечно, вообще не платить, но тогда Беларусь сама остановит поток электричества...
Наконец, вот самое важное заявление Масюлиса: «Ситуация складывается по причине того, что у нас есть перемычки с Беларусью. А если кто-то на других рынках закупает эту электроэнергию, то через эти перемычки она поступает (...) Пока синхронизация не состоялась, эта электроэнергия тем или иным образом будет поступать».
Иными словами, руководитель Litgrid признает, что блокада БелАЭС сегодня лишена смысла.
В ноябре прошлого года об этом говорил советник президента Литвы по вопросам окружающей среды и инфраструктуры Ярослав Неверович: «Однозначного ответа на вопрос, что надо сделать, чтобы электроэнергия БелАЭС не могла попасть в Литву, пока мы находимся в единой энергосистеме с Беларусью и Россией, дать невозможно. Ее гарантированно не будет в нашей системе лишь тогда, когда мы осуществим синхронизацию с Польшей».
Об этом предупреждала и глава литовского Государственного совета по регулированию энергетики (ГСРЭ) Инга Жилене. Аналитический портал RuBaltic.Ru еще до запуска БелАЭС писал, что единственный способ исполнить антиостровецкое законодательство — это разорвать энергокольцо БРЭЛЛ (к такому развитию событий Прибалтика будет готова не раньше 2025 года).
Теперь дошло и до консерваторов. Казалось бы, самое время признать провал блокады БелАЭС и пересмотреть закон, который невозможно соблюдать. Но нет!
Твердолобые соратники «дедули» Ландсбергиса продолжают стоять на своем.
Дайнюс Крейвис уже объявил о некой новой методологии торговли электроэнергией с третьими странами, которую он предложит Риге и Таллину.
«В случае, если трехстороннее соглашение не будет достигнуто, Литва оставляет за собой право применить юридические и технические меры, предусмотренные в плане Б, которые позволят реализовать закон против БелАЭС. Итак, у нас есть вариант А, к которому мы будем стремиться, и вариант Б, который был бы, если бы первый не был реализован», — заявил Крейвис.
План А предполагает, что «физический поток, который проходит через литовскую границу, не является предметом торговли». То есть Литва просто не собирается платить за импортируемое белорусское электричество; как иначе можно интерпретировать слова Крейвиса? Детали плана Б не разглашаются.
В любом случае, литовским журналистам следует задать своему министру простой и принципиально важный вопрос: как он собирается «реализовать закон против БелАЭС», если реализовать его невозможно?
Или же план Б — это тот самый план экстренного разрыва энергокольца БРЭЛЛ и превращения Прибалтики в «черное пятно» на энергетической карте Европы? Даже «ландсбергисты» не настолько «отбитые», чтобы сотворить такое…
Пример Литвы показал, что бывает, когда депутаты принимают заведомо невыполнимые законы. Но правительство консерваторов пошло еще дальше.
Оно признает невозможность блокады БелАЭС и с методичной тупостью пытается ее организовать.
По этой теме бессмысленно брать комментарии у политологов или экспертов в сфере энергетики — здесь нужна помощь психиатров.