Атаки на единую газотранспортную отрасль России и Прибалтики продолжаются всю постсоветскую историю. Особенно они активизировались после Евромайдана на Украине. В 2016 году под влиянием внешних факторов Сейм Латвии принял поправки к Закону об энергетике. Они предполагали демонополизацию латвийского рынка энергоносителей. Пользователи получили право выбирать поставщика газа. Реальной практической целью поправок были изменение структуры собственности поставщика газа в Латвию и передача его акций компаниям, связанным с латвийскими властями и транснациональными корпорациями. Высокие геополитические цели прикрывали собой банальный раздел оставшегося Латвии от СССР энергетического «пирога».
Согласно требованию закона, Latvijas Gāze, единственный поставщик природного газа в Латвии, до 3 апреля 2017 года должен был отделить транспортировку и хранение газа от распределения и торговли. Второе условие — с 31 декабря 2017 года единый оператор по транспортировке и хранению природного газа должен быть юридически независим от компаний, торгующих природным газом и распределяющих его.
2 сентября 2016 года акционеры Latvijas Gāze на внеочередном собрании одобрили реорганизацию компании. Была создана новая коммерческая компания — АО Conexus Baltic Grid. Ей были переданы активы системы транспортировки и хранения природного газа.
Поначалу распределение владельцев Conexus Baltic Grid было пропорционально акционерам Latvijas Gāze. Большинство акций, как и прежде, принадлежало российскому Газпрому (34%).
Несколько слов о предприятии, ставшем вторым держателем активов. Это Европейский инвестиционный фонд Marguerite Fund (29%), основанный в 2010 году в рамках плана восстановления экономики ЕС. Финансовую основу фонда составляет Европейский инвестиционный банк.
Он широко известен в узких кругах как активный лоббист строительства парка оффшорных ветряных электростанций в Бутендике (Германия), Тыхово и Кукинии (Польша), Торнтон-банке (Бельгия), Чирногени (Румыния).
Третьим бенефициаром является немецкий Uniper Ruhrgas International (18%). Немецкие инвесторы покушались на авуары Latvijas Gāze еще в 1990-х, изъявляя желание приобрести контрольный пакет акций. Тогда между «Газпромом» и «Рургазом» развернулось яростное противостояние, а Латвийское государство, как бы возвышаясь над схваткой, продавало ключевое энергетическое предприятие республики «по кусочкам» то одному, то другому инвестору.
Многим в Латвии памятны спекуляции конца 1990-х годов, когда Государственное агентство приватизации продавало национальное достояние за приватизационные сертификаты. При этом аукционная цена сертификатов (31,84 лата) оказывалась выше номинальной (28 латов). Правда, после дефолта в России в 1998 году эти же акции выставлялись на Рижской фондовой бирже всего за 1 лат.
Последним крупным держателем ценных бумаг стало предприятие Itera Latvija (16%) во главе с Юрисом Савицким. Остальным акционерам принадлежало 2,5% Conexus Baltic Grid.
Однако в дальнейшем ситуация изменилась. В 2017 году системный оператор латвийской электроэнергетической системы Augstsprieguma tīkls выкупил у немцев (Uniper Ruhrgas International) их долю. 27 декабря того же года выкупил у предприятия Itera Latvija ее акции.
В дальнейшем конфликтную ситуацию создала латвийская Комиссия по регулированию общественных услуг, поручив Conexus Baltic Grid удостовериться в том, что «Газпром» не злоупотребляет своим привилегированным положением.
Однако это решение было оспорено в суде, который посчитал, что коммерческая компания не может юридически влиять на действия акционеров.
Зато все сделки, которые провернул Marguerite Fund, покрыты завесой таинственности. 5 декабря 2019 года была обнародована информация, что Marguerite Fund намерен продать часть своих акций (29,06%) инвестору из Японии — влиятельной универсальной торговой компании Marubeni Corporation, которая тесно связана с фондом MM Capital Infrastructure Fund.
А уже 10 марта 2020 года Кабинет министров Латвии во главе с Кариньшем разрешает акционеру продать свои активы MM Infrastructure Investments Europe Limited.
Сделка была завершена 1 апреля 2020 года.
Наконец, в 2019 году и «Газпром» попытался продать свою часть на аукционе, однако его победитель не смог вовремя уплатить указанную сумму, из-за чего сделка не состоялась.
21 июля 2020 года латвийский оператор Augstsrpieguma tīkls по поручению Кабинета министров приобрел 34,10% акций Conexus Baltic Grid у «Газпрома», увеличив свой контроль над главным энергетическим предприятием Латвии до 68,46%.
Ряд СМИ Латвии, освещая эту сделку, сообщал, что латвийское государство триумфально установило контроль над газовым предприятием.
Но вопрос о том, насколько самостоятельно само Латвийское государство в вопросах энергетики, остается открытым.
Итак, транспортировка и хранение газа в Латвии находятся в руках у Latvijas Gāze, где контрольный пакет акций по-прежнему у «Газпрома». Правлением руководит Калвитис, а совет компании возглавляет россиянин Кирилл Селезнев, по совместительству — председатель совета директоров «Мосэнерго».
Зато распределение и торговля (сфера реального дохода) находятся в руках у инфраструктурно-инвестиционных фондов с сомнительным прошлым и не до конца проясненным настоящим.
Последние события показывают — контроль над национальным достоянием Латвии переходит в руки иностранцев. Постепенно газовой отраслью Латвии завладевает транснациональный капитал.
Активную роль в осуществлении этих сделок играет нынешнее правительство, обслуживающее интересы иностранных корпораций.
При этом стоит помнить, что газотранспортная система Латвии полностью создавалась в годы СССР. Именно руководство Советского Союза, претворив в жизнь амбициозный и дорогостоящий проект Инчукалнского природного хранилища газа, сделало энергетическую взаимосвязь балтийского макрорегионального кластера поистине неразрывной.