В январе на Украине резко повысили коммунальные тарифы. Это вызвало огромное народное недовольство: пожилым людям уже не хватает пенсии на оплату газа, тепла, воды, электричества — даже на еду им не остается. По всей Украине прокатились тарифные бунты в виде перекрытия республиканских трасс и городских улиц.
Как ни странно, власть на сей раз услышала голос народа и даже отреагировала. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль снизил максимальную цену газа с 7,22 гривны/кубометр до 6,99.
Однако украинцы не оценили столь щедрый «подарок» и продолжают активно протестовать.
Тогда президент Владимир Зеленский, неохотно оторвавшись от любимого занятия (записи комедийно-сказочных видеороликов), дал задание проверить тарифы во всех регионах страны и выяснить причину завышенных цен. Эта наивная попытка выпуска пара эффекта не дала: точно так же Зеленский обещал «тщательно разобраться» с дискриминационным языковым законом.
В действительности никакого бунта нет: все эти выступления людей по поводу повышения тарифов проплачены оппозиционными силами, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Сейчас есть политическая сила (видимо, имеется в виду «Оппозиционная платформа — За жизнь», опережающая в рейтинге «Слуг народа» — прим. авт.), которая очень хочет досрочных выборов в Верховную раду, поэтому у нее стоит задача постоянно создавать проблемы Зеленскому, чтобы заставить его провести перевыборы. Так что теперь "народных возмущений" будет очень много и по любому поводу. У нас население реагирует на рост тарифов ЖКХ не бунтом, а отказом платить за них. Поэтому растут долги за услуги ЖКХ — вот это действительно огромная проблема, которую необходимо решать», — опечален эксперт.
По сути, протест вызвало только начисление платежей за транспортировку газа, и это действительно несправедливо, потому что платежка рассчитывается исходя из мощности газового оборудования и площади отапливаемого помещения, а не по фактическому потреблению газа, уточняет эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
«Что касается цены на газ как на товар, то это не первое повышение цен в этот отопительный сезон. Напомню, что с января цена поднялась на 14%, а перед этим, в ноябре 2020, она выросла на 33%. Отдельный разговор по тарифам на электроэнергию: они остались без изменения до 31 марта. Да, убрали льготный тариф на потребленные первые 100 кВт, но сам тариф остался намного ниже того, что платит украинская промышленность.
И если в апреле эта практика не будет продолжена, тогда тариф для населения может вырасти в 3 раза.
А что касается субсидий, то бюджет — не догма. И я уверен, что весной мы увидим, как Рада будет голосовать за изменения к бюджету в части увеличения затрат на субсидии», — оптимистически настроен Пендзин.
«Нужно признать, что перед нами все признаки обещанного окончания эпохи бедности, когда богатое, свободное, высокопродуктивное население процветающей страны, несмотря на карантинные меры, выходит на улицы, чтобы поддержать рыночные реформы в сфере ЖКХ и ликвидацию позорных, оскорбляющих достоинство самодостаточных граждан субсидии», — высказывает неординарную точку зрения экономист Александр Гаврутенко.
«Или нет? Все наоборот? Нищие, зашоренные люди, подстрекаемые пособниками олигархов и популистов (что, собственно, одно и то же), выходят бунтовать за то, что до сих пор и делало их бедными, а страну — неэффективной, несправедливой и бесперспективной. Что дальше? Как говорится, ничто не ново под луной — откатают назад рыночные преобразования в отрасли в пользу жесткого госрегулирования, доверят это регулирование старым проверенным кадрам, уменьшат тарифы ниже экономически обоснованных, увеличат субсидии, а разницу будут покрывать еще десятилетиями беспросветной бедности и бесперспективности страны. И остается только в который раз "восхищаться" красотой игры: мол, смотрите, народ своими же руками…», — саркастически комментирует Гаврутенко.
Очередное, уже второе за каденцию Зеленского повышение тарифов вполне закономерно вызывает недовольство людей, доходы которых не только не увеличились, но у многих и уменьшились, констатирует экономист Всеволод Степанюк.
«Система ценообразования на газ и тепло, существующая на Украине, не имеет ничего общего ни с экономической наукой, ни с экономической целесообразностью: ведь газ, который был куплен по $100 за 1000 кубов, продают населению почти по $400/1000 кубов. Кроме того, количество добытого на Украине газа вполне может обеспечить объем, необходимый для потребления населения, а стоит он дешевле — $70 за 1000 кубов!
И никакого рынка газа на Украине нет, так как есть чисто политический запрет покупать газ в РФ, к тому же существует абсолютная монополия на его доставку.
Думаю, что такая антинародная политика направлена на ту же цель, что и остальные "реформы", а именно — на физическое уничтожение жителей Украины. Так что неудивительно, что сложившаяся ситуация может быть использована политическими силами для инициирования досрочных парламентских и президентских выборов», — заключает Степанюк.
Если политической жизнью Украины управляет в основном американская послица, которая вызывает к себе на ковер министров и раздает им приказы (например, забыть о существовании российских вакцин и лекарств), да еще иногда послы стран G7, то в экономике безраздельно властвуют бухгалтеры Международного валютного фонда. Они подсадили украинскую власть на свою кредитную «иглу» и регулярно шантажируют тем, что не дадут очередную «дозу», если не будут беспрекословно выполнены их кабальные и разрушительные условия.
В частности, они постоянно требуют переведения всех тарифов на рыночные европейские рельсы, «забывая» о том, что в самой бедной стране Европы и самые мизерные зарплаты, пенсии, пособия.
В 2010–2013 годах, при президенте Викторе Януковиче и премьере Николае Азарове, ни одно подобное требование шантажистов выполнено не было, и ВВП страны постоянно рос. Нынешняя же власть абсолютно безвольна и некомпетентна и своим пресмыкательством перед внешними управляющими центрами фактически ведет страну к краху.