«Шаманские пляски» вокруг «Северного потока — 2» снова активизировались. Пока Россия готовится прокладывать заключительный участок трубопровода, Соединенные Штаты вводят новые санкции против баржи «Фортуна» и владеющей ей компании. На этом фоне «Газпром» публично заявил, что реализация проекта может быть приостановлена или вообще свернута по политическим причинам. От такого развития событий сильнее пострадает Европа. Именно она — главная цель американской кампании против «Северного потока — 2».
В последние дни над ненавистной для американцев «путинской трубой» сгустились тучи. Nord Stream 2 AG планировал возобновить работы в датской акватории 15 января, но взял очередную паузу, чтобы «проверить техническое состояние оборудования».
Американцы тем временем пугают Европу новыми санкциями по закону об обеспечении энергетической безопасности Европы в рамках оборонного бюджета на 2021 финансовый год.
Россию уже не пугают — против нее сразу вводят дискриминационные ограничительные меры.
Так, 19 января в «черный список» американцев попали судно-трубоукладчик «Фортуна» и его собственник — компания «КВТ-Рус». Формальных оснований для этого не было. Сами американцы разработали такой санкционный режим, который запрещает глубоководную укладку труб «Северного потока — 2».
«Фортуна» еще не работала на глубине свыше 30 метров. Только собиралась. Но американцы ударили по ней заранее, нарушив собственные правила игры.
Не дожидаясь, пока «дядя Сэм» обратит на них внимание, некоторые европейские партнеры «Газпрома» добровольно выходят из проекта.
Активизировались экологические активисты. «Союзу охраны природы и биоразнообразия» удалось обжаловать выданное Федеральным морским и гидрографическим агентством Германии разрешение на строительство участка газопровода «Северный поток — 2» в исключительной экономической зоне ФРГ. Еще одну жалобу подает природоохранная организация Deutsche Umwelthilfe (DUH). Пока они будут рассматриваться, разрешение на проведение строительных работ приостанавливается.
Новость сама по себе очень странная, поскольку участок «Северного потока — 2» в немецкой акватории уже проложен. В этих условиях власти Германии могли бы «потроллить» экологов: согласиться с их выводами и заверить, что строительные работы больше не возобновятся.
Шутки шутками, но если в финальную атаку на «Северный поток — 2» пошли даже защитники природы — самый бесполезный «род войск», — то американцы настроены серьезно.
И смена президента на их решимость никак не повлияет.
Уходящий госсекретарь Майк Помпео заявляет о планах рассмотреть дополнительные меры против России в рамках законов «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) и «О защите энергетической безопасности Европы» (PEESA). Кандидат на его должность Энтони Блинкен уверяет, что Байден сделает все возможное для остановки «Северного потока — 2».
На этом фоне «Газпром» публично допустил возможность такого развития событий, при котором газопровод не будет сдан в эксплуатацию.
Соответствующий тезис содержится в меморандуме к новому размещению евробондов российской компании: «При реализации наших крупных международных проектов, таких как "Турецкий поток" и "Северный поток — 2", мы сталкивались и продолжаем сталкиваться с рисками, связанными с изменением политической ситуации в различных регионах, что приводит к напряжению между странами и изменению позиций наших партнеров и регулирующих органов по отношению к различным аспектам проектов. В некоторых случаях такие изменения могут привести к тому, что реализация проекта станет невозможной или нецелесообразной, а значит, привести к приостановке или отмене проекта».
Это заявление пусть и не взорвало информационное поле, но вызвало большой ажиотаж. Оно и понятно: раньше «Газпром» был настроен оптимистично и настаивал на том, что «Северный поток — 2» обязательно сдадут в эксплуатацию. А сейчас появились сомнения. Неужели дела настолько плохи? Или Москва недвусмысленно намекает Европе, что она должна более активно поддерживать строительство газопровода?
Конспирологические версии отпадут сами собой, если мы обратим внимание на форму сообщения.
Она в данном случае не менее важна, чем содержание. О политических рисках проекта «Газпром» заявил при размещении евробондов. Так он страхуется от возможных судебных исков. Если реализация «Северного потока — 2» сорвется, инвесторы могут возмутиться тем, что их не предупреждали о возможных финансовых потерях. Вот «Газпром» и предупреждает.
К слову, так делает не только он. Его европейские партнеры тоже признавали, что многомиллиардные инвестиции в «Северный поток — 2» могут быть списаны при наиболее неблагоприятном развитии событий. Это стандартная процедура при размещении евробондов.
Было бы наивно полагать, что «Газпром» демонстрирует готовность принять поражение в борьбе на европейском энергетическом фронте. Отнюдь. Для российской власти достроить «Северный поток — 2» — дело принципа. В противном случае она понесет и финансовые, и имиджевые потери.
Но куда больше пострадает Европа.
Без «Северного потока — 2» Россия окажется «заперта» на украинском транзите. Не будет обходного газопровода — не будет возможности доставить газ европейским потребителям в обход страны победившего Майдана. А кто установил в этой стране после свержения Януковича режим внешнего управления?
«Нафтогаз» уже много лет возглавляет ставленник американцев Андрей Коболев — самый живучий украинский чиновник с огромным антирейтингом. «Свалить» его пытался еще Владимир Гройсман в бытность премьер-министром. Не получилось.
С тех пор на Украине сменились и президент, и два правительства, а Коболев по-прежнему на месте. Трогать его никто не решается.
В случае остановки «Северного потока — 2» менеджмент «Нафтогаза» может оказать американцам большую услугу — не продлить транзитный контракт с Россией.
Повод для этого найдется. Достаточно будет сказать, что лучше вообще не прокачивать российский газ, чем принять те кабальные условия, которые выдвинули «проклятые москали».
А можно и вовсе не ждать окончания действующего контракта с «Газпромом». Что мешает неизвестным «активистам» подорвать магистральные газопроводы точно так же, как они подрывали линии электропередач на границе с Крымом?
Тогда повторится хорошо знакомый Европе сценарий «транзитной войны».
У России не будет физической возможности поставлять Европе газ в прежних объемах. Возникнет искусственный дефицит, цены на голубое топливо поползут вверх. И доползут до той отметки, при которой американцам становится выгодно реализовывать свой СПГ.
Потенциально европейский рынок газа для США очень привлекателен. Но все портит дешевый трубопроводный газ из России. Решить эту проблему можно с помощью двухходовой схемы: «похоронить» «Северный поток — 2» и остановить украинский транзит.
Европа должна понимать, что главной жертвой энергетического доминирования США станет не только и не столько Россия. Куда более серьезный удар американцы нанесут по своим собственным союзникам.
Да еще и заставят их радоваться, что на смену «путинскому газу» пришли наконец «молекулы свободы».