Литва готовит план «полной блокады» Белорусской атомной электростанции (БелАЭС). Об этом заявил новый министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис. По его словам, Вильнюс вынужден менять стратегию, поскольку так называемое «антиостровецкое» законодательство не работает — Латвия продолжает торговать белорусским электричеством. При этом господин министр забывает упомянуть, что Литва не стала перекрывать физический поток электроэнергии из Беларуси. Ответственность за поражение в борьбе с БелАЭС она готова возлагать на кого угодно, кроме себя самой.
«Государственная служба регулирования энергетики (ГСРЭ) совершенно ясно заявила, что электроэнергия, которая сегодня поступает в Литву, закупается у Беларуси на Рижской бирже, и это нарушает закон. Факт остается фактом: латыши торгуют белорусской электроэнергией», — заявил Крейвис.
В общем, во всем виноваты латыши! Литва во исполнение своего «антиостровецкого» законодательства пыталась заблокировать поставки белорусского электричества, а соседняя республика подложила ей свинью. Из-за этого Вильнюс вынужден придумывать новую стратегию борьбы с БелАЭС.
Так описал ситуацию Дайнюс Крейвис. Но его заявление рассчитано на доверчивого обывателя, который не знает, что произошло на самом деле. Зато мы знаем. Нам об этом рассказала Инга Жилене — руководитель той самой Государственной службы регулирования энергетики, на которую ссылается Крейвис.
«Вся электроэнергия течет по белорусско-литовской перемычке, и получается, что физически электроэнергия поступила из Беларуси, из России не поступила, и этот физический поток электроэнергии уже продается в Латвии. Электроэнергия, которая попала из Беларуси, превращается в реальные деньги, которые платят литовские потребители», — сообщала Жилене после запуска БелАЭС.
Иными словами, физический поток электроэнергии из Беларуси в Литву не был остановлен. Хотя это должно было произойти.
Прибалтийская республика не один раз грозилась прекратить импорт белорусского электричества после запуска «атомного монстра» в Островце, даже приняла соответствующий закон. «Обнуление» белорусско-литовских линий электропередач казалось делом времени. Кто бы мог подумать, что Литва обманет саму себя?
К провалу бойкота БелАЭС латыши имеют весьма опосредованное отношение. Напротив, они помогали предыдущему правительству Литвы создавать видимость выполнения «антиостровецкого» законодательства.
«Торговля с Россией и Беларусью до сих пор проходила через литовско-белорусский "срез". Электроэнергией торгуют на бирже. После запуска Островца этот "срез" обнулили, торговли нет, ее перенесли на латвийско-российскую границу, где торгуют российской электроэнергией. Самое главное, что коммерческий и обычный потоки живут разной жизнью», — пояснял теперь уже бывший министр энергетики Жигимантас Вайчюнас.
Физически белорусская электроэнергия по-прежнему поступает из Беларуси, а формально реализуется на латвийской бирже. Вот такая замысловатая схема «энергетической безопасности». Правительство «аграриев» доказывало, что она соответствует закону.
Литва должна была отказаться от торговли электроэнергией с Беларусью? Так она и отказалась — торговля отныне идет через Ригу!
Консерваторов такое объяснение не устраивает. Они обещают разработать новый план «полной блокады» БелАЭС, но всю ответственность за провал предыдущей стратегии возлагают на соседей.
При желании Латвию можно обвинить в том, что она помешала утвердить общую для Прибалтийских республик методику торговли электроэнергией с третьими странами. На этом акцентировала внимание та же ГСРЭ. Дескать, предложенный латышами вариант не защищает Литву от продукции БелАЭС: она будет просачиваться через латвийско-российское соединение.
Помешать этому должна была некая система сертификатов происхождения электричества. Но отделять «правильные» электроны от «неправильных» современная наука пока не научилась.
Сделать это можно только путем договоренностей с Россией, если она позволит странам Балтии проверять подлинность сертификатов.
Стоит ли говорить, что Вильнюс даже не стал инициировать переговоры?
«Поскольку нет системы сертификатов, с помощью которой можно было бы убедиться, какая это электроэнергия, то реально, уже на сегодняшний день потребители в какой-то степени заплатили за электроэнергию, произведенную БелАЭС», — рассказывала Жилене.
В этом заявлении тоже есть доля лукавства. При чем здесь сертификаты, если Литва не закупала «замаскированное» белорусское электричество, которое попало в Латвию через Россию, а импортировала его напрямую?
Видимо, в ГСРЭ рассудили так: если продукция БелАЭС все равно будет просачиваться к нам через соседнюю республику, то нет смысла останавливать прямой физический поток. Пускай течет.
План «полной блокады» БелАЭС Крейвис обещает представить в конце января — начале февраля. В чем он заключается? Попробуем угадать. Конечная цель Литвы остается неизменной — сделать так, чтобы продукция БелАЭС не попадала на ее рынок. Для этого нужно остановить физический импорт электричества из Беларуси и заставить Латвию не торговать с Россией.
У Литвы рычагов давления на соседнюю республику не хватает. Следовательно, нужно обращаться за помощью к старшим товарищам. На выборах президента США как раз победил известный защитник прав человека, который не раз критиковал президента Беларуси Александра Лукашенко. Кто, как не он должен поддержать «полную блокаду» БелАЭС?
На днях министр иностранных дел Литвы просил у Госдепартамента поддержки в борьбе с БелАЭС.
«Поддержка» наверняка подразумевает давление на Латвию, которая должна отказаться от торговли электричеством с Россией. Это и будет «полной блокадой»: белорусское электричество потеряет последнюю лазейку для попадания на прибалтийский рынок.
Ничего нового литовские консерваторы предложить не могут.
Ту же линию они гнули, находясь в оппозиции: латышей нужно додавить.
Заставить их реализовать политическое заявление о поддержке бойкота БелАЭС, которое сделал премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Байден нам поможет!