В Литве арестованы банковские счета санатория «Беларусь», который расположен в курортном городе Друскининкай и принадлежит Управлению делами президента соседней страны. Это первый конкретный пример имплементации третьего пакета санкций Евросоюза против белорусских властей и аффилированных с ними юридических лиц. Очевидно, вслед за «блокадой» санатория литовские консерваторы попытаются осуществить куда более амбициозную цель — выдворить из Клайпедского порта компанию «Беларуськалий», которая имеет долю в капитале здешнего терминала насыпных грузов.
Третий пакет санкций против режима Лукашенко Евросоюз принял 17 декабря, а уже на следующий день они заработали. Шведский банк Swedbank в Литве арестовал счета санатория «Беларусь».
Выяснилось это не сразу.
«Нас заранее никто не предупреждал, мы не получали никаких писем, что счета были арестованы, мы узнали только после попытки осуществить переводы», — отмечает директор санатория Илья Епифанов.
Аргументируя свои действия, представители банка сослались на обновленный санкционный режим Евросоюза.
И здесь, конечно, возникает вопрос правомерности ареста счетов «Беларуси». Епифанов отмечает, что непосредственно санаторий в «черном списке» не упоминается.
Другие возразят: санкции были введены против Главного хозяйственного управления Управления делами президента Республики Беларусь. Следовательно, активы этой государственной организации на территории Евросоюза тоже должны оказаться под ударом.
Какая позиция верна? На этот вопрос нет ответа.
В очередной раз проявляется хроническая проблема Евросоюза: он вводит санкции, но не поясняет, как они должны действовать в тех или иных спорных ситуациях.
Соединенные Штаты, кстати, действуют по-другому. Яркий тому пример — закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Сам документ принимает Конгресс, а затем Государственный департамент пишет к нему публичное руководство — разъясняет правоприменительную практику американских санкций.
В Евросоюзе такой практики нет. Пользуясь этим, правоохранительные органы Латвии совсем недавно начали «шить» уголовные дела внештатным корреспондентам российских изданий Sputnik и Baltnews. Их обвиняют в сотрудничестве с международным информационным агентством «Россия сегодня», руководитель которого Дмитрий Киселев является в Европе персоной нон грата.
Адвокаты подозреваемых, разумеется, будут указывать на то, что сам медиахолдинг в санкционных списках ЕС не значится. Их примеру может последовать руководство «Беларуси». Но вряд ли эта борьба увенчается успехом. Если арест счетов санатория стал следствием политического заказа (а сомневаться в этом не приходится), то разблокировать их будет проблематично.
Еще более проблематично работать в обход банковской системы. Скорее даже нереально, если мы говорим о бизнесе в сфере туризма.
Поэтому официальному Минску определенно стоит задуматься о том, чтобы продать санаторий «Беларусь».
В противном случае этот актив станет для государства источником постоянной головной боли.
Эпизод, казалось бы, незначительный, но весьма показательный. Санаторий «Беларусь», один из крупнейших в прибалтийской республике, обеспечивает работой около 400 человек, почти все они литовцы. Сможет ли государство создать для них новые рабочие места? Никто из представителей официального Вильнюса на этот вопрос отвечать не торопится. Главное — напакостить соседу.
Велика вероятность, что вслед за мелкими пакостями последуют куда более крупные. Под ударом может оказаться одна из экономических опор власти Лукашенко — «Беларуськалий».
Вспомним, что именно против этой компании предлагала ввести санкции Светлана Тихановская. А литовские власти пообещали подумать.
«Я считаю, что этот вопрос стоит рассмотреть. Сначала, когда были сфальсифицированы выборы в Беларуси и начались репрессии, я сказала, что, невзирая на краткосрочные собственные экономические интересы, следует помочь тем людям. И экономические санкции могут стать тем оружием, которое действует», — говорила министр экономики Литвы Аушрине Армонайте. Говорила еще до утверждения на должность в правительстве.
Почему в поле зрения литовских властей попал «Беларуськалий», а не МАЗ, БелАЗ или, к примеру, Белорусский металлургический завод? Ответ лежит на поверхности. В 2013 году «Беларуськалий» купил у бизнесмена Игоря Удовицкого 30% акций терминала насыпных грузов в порту Клайпеды (именно через него идут на экспорт белорусские удобрения).
Уже тогда в Литве критиковали эту сделку.
Главные противники белорусских инвестиций — консерваторы-ландсбергисты, которые сейчас дорвались до власти.
В прошлом году совместное предприятие Удовицкого и «Беларуськалия» захотело приобрести акции другой компании, работающей в Клайпедском порту. Тогда члены партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» Габриэлюс Ландсбергис и Лауринас Кащюнас подняли перед премьер-министром Саулюсом Сквернялисом вопрос безопасности белорусских инвестиций: дескать, не приведут ли они к усилению влияния Минска на территории прибалтийской республики?
Несколькими месяцами ранее появилась информация, что предвыборную кампанию правящего Литовского союза крестьян и «зеленых» максимально допустимыми пожертвованиями поддержали физические лица, связанные с «Беларуськалием». Об этом разузнали сотрудники отдела журналистских расследований телеканала LRT.
Они же не преминули напомнить, что генеральный директор «Беларуськалия» Иван Головат открыто симпатизирует лидеру литовских «аграриев» Рамунасу Карбаускису.
Совсем недавно в Литве прошли парламентские выборы — победу на них одержали консерваторы. Теперь они стали «ядром» правящего большинства парламента и нового правительства во главе с Ингридой Шимоните.
Габриэлюс Ландсбергис, который в свое время разглядел «угрозу» белорусских инвестиций в Клайпедский порт, теперь возглавляет МИД и претендует на роль нового лидера литовской политики.
Стоит ли удивляться, почему правительство консерваторов демонстративно задумалось о санкциях против «Беларуськалия»? Для них это может быть инструментом изгнания «неблагонадежного» инвестора из Клайпедского порта. Не исключено, что Вильнюс действительно будет вынуждать «Беларуськалий» продать свои акции в капитале терминала насыпных грузов. У консерваторов на то есть и личные мотивы.
Идеология партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» — это идеология превращения страны в «осажденную крепость». А на территории осажденной крепости вражеских плацдармов быть не должно.
Поэтому отказ «Беларуськалия» от инвестиций в Клайпедский порт для Ландсбергиса и компании стал бы большой победой. Чего не скажешь о литовской экономике и о литовцах.
Вспомним один из главных аргументов противников переориентации белорусского транзита: как, например, «Беларускалий» сможет бросить Клайпедский порт, если у него там собственный терминал? Эту проблему готова решить сама Литва.