Из-за остановки реактора на атомной электростанции в Финляндии стоимость электроэнергии в Эстонии подскочила примерно вдвое — до 200 евро за мегаватт-час. Серьезный рост цен ожидается также в Латвии и Литве, где электричество и без того подорожало в начале декабря. За несколько дней до отключения финской АЭС вышла из строя литовско-шведская смычка NordBalt и сократился поток из шведской торговой зоны. Эти события дают понять, почему Латвия и Эстония не торопятся отказываться от импорта продукции БелАЭС.
Утром 14 декабря эстонских потребителей электроэнергии ожидал неприятный сюрприз. Стоимость электроэнергии в эстонском ценовом регионе на бирже NordPool подпрыгнула до 200 евро, а средний дневной тариф — до 107 евро за мегаватт-час. Это примерно вдвое больше, чем днем ранее. Такие же цены фиксировались летом 2014 года, когда Эстония резко сократила импорт электроэнергии из Финляндии.
История повторилась спустя шесть с половиной лет. Разница только в том, что тогда финны проводили плановый ремонт своей атомной электростанции. Теперь же АЭС «Олкилуото» остановилась из-за аварийного отключения реактора в результате возникших неполадок.
«Нештатная ситуация связана с тем, что системы радиационного мониторинга обнаружили повышенный уровень радиации внутри станции», — сообщил генеральный директор Центра радиационной безопасности Финляндии (STUK) Петтери Тийппана. Никаких выбросов в атмосферу не было — людям из близлежащих населенных пунктов и окружающей среде ничего не угрожает. Тем более могут не беспокоиться жители соседних стран.
Поводы для беспокойства были разве что у тех, кто зависит от импорта финского электричества.
Резкий скачок цен произошел сначала в самой Финляндии. Сразу после остановки реактора электричество подорожало в 25 раз. Чтобы исправить ситуацию, финские власти распорядились увеличить производство на гидроэлектростанциях и сократить потребление на больших промышленных предприятиях.
До Прибалтики отголосок нештатной ситуации на АЭС «Олкилуото» докатился 14 декабря. Это, конечно, не катастрофа — за резким повышением цен на электроэнергию здесь всегда следует «отскок». Согласно прогнозам, уже к ночи цены в эстонском ценовом регионе должны опуститься ниже 60 евро за мегаватт-час.
Но биржевые «качели» могут продолжаться еще несколько дней, поскольку финны отложили запуск атомной электростанции.
Изначально она должна была заработать в ночь с 13 на 14 декабря. В последний момент руководство предприятия взяло паузу, чтобы дождаться разрешения STUK. Ждать придется еще неделю. Видимо, этим и объясняется резкий скачок цен на электроэнергию в Эстонии. Рынок рассчитывал на запуск АЭС «Олкилуото». Запуск перенесли — электричество резко подорожало.
В ближайшее время те же тенденции ощутят Литва и Латвия, которые создают с Эстонией общий рынок электроэнергии. Собственной генерацией они закрывают свои потребности чуть более чем на 50%.
Главным источником дефицита при этом является Литва, которая делает ставку на импорт электричества. Желательно шведского.
Примечательно, что в 2020 году власти прибалтийской республики принялись сокращать поставки из России и Беларуси. В период за январь — март литовский импорт из Калининградской области составит 857,1 гигаватт-часа, то есть примерно на 50% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт из Беларуси сократился примерно на столько же (с 516,4 до 253,4 гигаватт-часа).
Зато увеличились закупки электричества, произведенного в Скандинавии. Все это делалось в рамках подготовки к пуску Белорусской атомной электростанции.
«Снижение наполовину значения белорусской электроэнергии на энергетическом рынке стран Балтии позволяет думать, что и снижение предложения в случае запуска БелАЭС будет ощущаться наполовину слабее», — сообщил директор Департамента управления системой Litgrid Гедрюс Радвила.
Звучит логично. Но кое о чем господин Радвила предпочитает не говорить.
Например, о том, что годом ранее именно Литва стала основным импортером электроэнергии из Беларуси: объемы поставок выросли на 45,7% и достигли 1,5 миллиарда киловатт-часов.
А ведь уже тогда литовские власти грозились прекратить торговлю со своим восточным соседом! Где логика? Этим же вопросом недавно задавался бывший премьер-министр Литвы и евродепутат Андрюс Кубилюс.
Доля белорусской электроэнергии в структуре литовского импорта сократилась, но отказаться от нее Вильнюс не смог даже после запуска БелАЭС. Физический поток не был остановлен — Литва просто перенесла торговлю на латвийскую биржу. Глава Государственного совета по регулированию энергетики (ГСРЭ) Инга Жилене вообще заявила, что «антиостровецкое» законодательство, которое запрещает торговать электричеством с Беларусью, не может выполняться в полном объеме до выхода Прибалтики из БРЭЛЛ.
Эта ситуация наглядно продемонстрировала, что литовские политики и отраслевые специалисты живут в разных реальностях. Первые принимают идиотские законы, а вторые отказываются их исполнять.
Власти Литвы, Латвии и Эстонии хотят как можно быстрее вырваться из «оккупационного» энергокольца БРЭЛЛ, а операторы передающих систем этих же стран заявляют о необходимости сохранить в целях безопасности отдельные межгосударственные ЛЭП между Прибалтикой и Россией и Беларусью. Потому как «оккупанты» гарантируют надежные поставки электричества — в случае чего они всегда готовы подстраховать соседей. А такая необходимость возникает регулярно.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что летом этого года в энергосистеме стран Балтии одновременно произошел целый ряд сбоев. В очередной раз вышла из строя смычка NordBalt, по которой Литва «подпитывается» от Швеции, обнаружились поломки на эстонских электростанциях, из-за отключения кабеля между ТЭЦ-1 и Имантской подстанцией десятки тысяч латвийцев остались без света. Биржевые цены на электричество в Эстонии доходили до 255 евро за мегаватт-час.
Со временем, конечно, ситуация стабилизировалась. Но в ноябре стоимость электроэнергии в Прибалтике снова подскочила из-за экспортных ограничений из Южной Норвегии в Швецию. Затем, как назло, снова вышла из строя злополучная смычка NordBalt. Починили смычку — отключилась АЭС «Олкилуото».
Система, в которую встраивается Прибалтика, регулярно доказывает свою ненадежность. А «подушкой безопасности» для Литвы, Латвии и Эстонии остается энергокольцо БРЭЛЛ.
«Естественно, если ограничить возможность балансировки с Востока, то здесь появляются дополнительные требования к балансировке энергосистемы, когда нужно ставить дополнительные резервные мощности либо иметь соответствующие дополнительные перетоки с соседними странами. Это вопрос развития инфраструктуры и вопрос наличия у соседних стран этих мощностей, которые позволяют балансировать», — отмечает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Поломка смычки NordBalt, сокращение потока электричества из Швеции и отключение «Олкилуото» дают ответ на вопрос, почему даже Литва в нарушение собственного законодательства не отказалась от импорта продукции БелАЭС. Пока политиканы разглагольствуют о перспективах синхронизации с континентальной Европой, гарантом энергетической безопасности Прибалтики остается БРЭЛЛ. Пока что остается.