В распоряжении редакции латвийского телеканала TV3 оказалось письмо, в котором власти прибалтийской республики просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов на порты Ленинградской области. Эта «челобитная» была согласована с Министерством иностранных дел и посольством Латвии в РФ. Более того, журналисты выяснили, что отдельное письмо своим российским коллегам хотели отправить сами латвийские портовики. До какой же степени отчаяния дошла прибалтийская республика, чтобы «бить челом» перед властями «страны-агрессора»?
Аналитический портал RuBaltic.Ru неоднократно писал о причинах тяжелейшего кризиса, который охватил транзитную отрасль Латвии. Главным образом грузооборот портов Риги, Вентспилса и Лиепаи падает в результате переориентации российских грузов на порты Ленинградской области.
Еще один удар по доходной части латвийского бюджета нанесла аномально теплая зима 2019–2020 годов: снизился спрос на энергоресурсы, сократилась перевалка российского угля.
Портовики прибалтийской республики наверняка надеялись, что нынешней осенью ситуация изменится. Но российского угля они так и не дождались. Об этом говорится в письме, которое заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис отправил помощнику министра транспорта РФ Юрию Петрову. Документ оказался в распоряжении редакции телеканала TV3.
Латвийская сторона жалуется своим российским коллегам, что Рига, Вентспилс и Лиепая недополучают колоссальные объемы грузов из-за длительной бюрократической процедуры таможенного оформления.
Потенциальный клиент должен согласовать свой заказ с Центром корпоративных транспортных услуг, который входит в структуру РЖД, с Минэкономразвития и Минтрансом России, а потом дождаться окончательного решения РЖД.
Дойти до конца этого квеста удается далеко не всем. Рейманис утверждает, что в октябре порты Латвии могли обработать 4 832 вагонов с углем, но власти РФ согласовали только 279. То есть Рига, Вентспилс и Лиепая недополучили целых 94% от запрошенного количества груза!
А в ноябре Москва и вовсе не пропустила в направлении Латвии ни одного вагона, груженного российским углем.
Слово «катастрофа» отлично подходит для описания происходящего. Портовая отрасль Латвии критически зависит от транзита ископаемого топлива. Программа развития той же Рижской морской гавани до 2027 года составлялась из расчета на то, что перевалка российского угля сокращаться не будет.
Но эти прогнозы не сбываются. Что делать?
Власти Латвии не нашли ничего лучше, как пойти на поклон к России.
В своем письме Рейманис указывает на некую неформальную договоренность о том, что Россия не будет препятствовать грузопотоку в порты Латвии. Но на то она и неформальная, чтобы в случае необходимости одна из сторон могла без зазрений совести и юридических последствий ее нарушить. Не верите — спросите у американцев, которые когда-то неформально обещали Советскому Союзу не расширять НАТО на Восток…
В том же послании господин Рейманис вспоминает о развитии нового направления грузовых перевозок из Калининграда в Санкт-Петербург. Россия обсуждала этот проект с «Латвийскими железными дорогами», но в итоге отказалась от участия в нем.
Латыши хотят уточнить: отказ окончательный? Или все-таки попробуем?
Бывший президент Латвии Валдис Затлерс считает этот подход не только малоэффективным, но и унизительным: «Письмо с мольбами не поможет, — уверен он. — Это политика России. Российская политика формировалась не вчера и не в прошлом году, а лет 15 назад. И было ясно, что постепенно через Латвию будет проходить все меньше и меньше грузов, а может, и вовсе не будет. Если мы станем унижаться, мы будем унижены еще больше, и никакого положительного эффекта для того, кто слаб и молит, чтобы что-то дали, не будет».
Иного мнения придерживается министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич: «Я думаю, мы все же должны быть достаточно уравновешенными, не будем кидаться из крайности в крайность. Одни говорят, что сейчас надо полностью отказаться от всего экономического сотрудничества, что просто невозможно. Другие говорят, что нужно полностью отказаться от нашей политической установки, и путь бизнес рулит. Я не понимаю, как у нас так часто получается в Латвии, что нам сложно ехать посередине дороги — действовать соразмерно, быть принципиальными в принципиальных вопросах, но быть и практичными, а не кидаться из крайности в крайность».
Надо же, какой здравомыслящий человек этот Ринкевич! А где он был в 2014 году, когда Прибалтика горячо поддерживала начало санкционных войн и помогала Бараку Обаме «рвать в клочья» российскую экономику? Там же и был — на посту министра иностранных дел Латвии.
Просто тогда казалось, что власть Путина долго не продержится. Но Путин остался, а российский транзит, наоборот, ушел.
Та же редакция TV3 утверждает, что было еще одно письмо. Его написали сами латвийские портовики, но не сумели согласовать его в Министерстве иностранных дел. Видимо, в нем содержалась откровенная мольба о пощаде.
Косвенно это подтвердил сам Ринкевич: «Да, были различные проекты, был один проект, который я сам недавно видел. Если бы вы его видели, вы бы действительно могли сказать, что тон был не только просительным, он был просто вопиюще неприемлемым для суверенного государства. Но этот проект подготовлен, насколько я знаю, не в госуправлении».
Латвийским стивидорам можно только посочувствовать.
Сначала власти страны лишили их возможности зарабатывать на перевалке российских грузов, а теперь не разрешают обращаться за помощью к «стране-агрессору».
Впрочем, письмами делу не поможешь. Президент Затлерс абсолютно прав: стратегическое решение о переориентации российских грузов было принято не год и не два назад. Сегодня этот процесс выходит на финишную прямую. Так что не надо унижаться перед Кремлем!
Есть же хорошая альтернатива, которую предлагает тот же Затлерс: сосредоточиться на обработке грузов из… Финляндии. Страна с населением чуть более 5,5 миллиона человек, которая никогда не экспортировала свою продукцию через латвийские порты и которой это не нужно, сулит портовикам несметные богатства.
Да здравствует финский транзит! Надо только вымести из Риги, Вентспилса и Лиепаи остатки грязного «путинского» угля.