Министерство энергетики Литвы признало, что стоимость продукции СПГ-терминала Independence в Клайпеде слишком высока, и теперь ищет способы снизить расходы. Всего за несколько недель до этого откровения Вильнюс триумфально заявлял об «истории успеха» СПГ-терминала, благодаря которому Литве удалось радикально снизить цены на газ. Теперь выясняется, что даже в условиях рекордно низких цен на мировом энергетическом рынке Independence обходится Литве слишком дорого.
«К сожалению, в настоящее время складывается парадоксальная ситуация, когда затраты на поставку необходимого количества СПГ, необходимого для обеспечения непрерывной работы терминала и технологических процессов, а также операционные потери назначенного поставщика начинают обходиться всем потребителям газа во столько же или даже больше, чем ежегодное обслуживание инфраструктуры Клайпедского СПГ-терминала», — говорится в заявлении министра энергетики Литвы Жигимонтаса Вайчюнаса.
В нынешнем году функционирование СПГ-терминала Independence обошлось литовским потребителям в 58 миллионов евро, из которых 25 миллионов пошли на покупку сжиженного природного газа и компенсации назначенному поставщику.
Минэнерго признает, что расходы на Independence слишком велики, цена на сжиженный газ выше средней цены газового импорта, соответственно, энергетическое предприятие в Клайпеде убыточно.
Для решения проблемы в литовском правительстве разработали законопроект об СПГ-терминале, по которому государство будет компенсировать назначенному поставщику — литовской компании Ignitis — до 10% разницы между ценой сжиженного природного газа и средней ценой газа, который покупает Литва.
Какие выводы следуют из этой без иронии выдающейся истории? Во-первых, продукция «Газпрома» по-прежнему обходится Литве намного дешевле сжиженного природного газа. Средняя цена импортного газа для Литвы ниже цены СПГ, при этом образуется она как среднее арифметическое от цены трубопроводного газа «Газпрома» и цены СПГ.
Во-вторых, без России затраты на литовский СПГ-терминал могли бы быть еще выше. Литва добивается пересмотра контракта с норвежской компанией Equinor, которая поставляет в Клайпеду СПГ по цене намного выше рыночной. Из США литовские власти в пропагандистских целях приняли несколько танкеров с СПГ и тем ограничились, потому что ценник на американский газ запредельный.
Если бы норвежскому и американскому СПГ не было альтернативы в виде продукции российского «Новатэка», приобретенный ради «энергетической независимости» Литвы от России СПГ-терминал давно бы уже обанкротился.
В-третьих, Минэнерго в очередной раз расписывается, что Independence — нерыночный проект. Его функционирование будет поддерживать «костыль» в виде компенсаций из госбюджета. Ни о какой рентабельности речи не идет.
При таком положении дел любо-дорого смотреть, как литовские власти навевают литовцам розовые сны и пытаются доказать существование экономической выгоды от проекта. Нужны чудеса интеллектуальной эквилибристики, чтобы после шести лет несения «ноши для литовских налогоплательщиков», как в порыве откровения назвал СПГ-терминал премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, рассказывать получателям платежек за газ, что Independence — это прорыв в энергетической политике.
Однако ответственные лица совершают такие чудеса и рассказывают.
Всего пару недель назад в Литве на голубом глазу заявляли, что СПГ-терминал — это «история успеха», потому что Литва сейчас платит рекордно низкую цену за газ.
Тут же возник вопрос, при чем тут СПГ-терминал, если рекордно низкую цену за газ сейчас платит весь мир? Из-за всемирного экономического кризиса, карантинов, «локдаунов» и остановки жизни в целых странах на пике пандемии цены на энергоносители находятся на исторически низком уровне.
Получается, литовские деятели, связанные с проектом «энергетической независимости», способны на самую дешевую манипуляцию, чтобы убедить население, что их проект — не химера, и бюджетные деньги тратятся на что-то стоящее, а не на симуляцию борьбы с «имперским влиянием» России.
Впрочем, такие дешевые манипуляции давно стали традицией. Ведь те же деятели седьмой год силятся доказать пользу СПГ-терминала тем, что благодаря его появлению «Газпром» снизил цену на газ для Литвы на 20%.
Надо полагать, они не маразматики и прекрасно помнят, что «Газпром» снизил цену на газ, когда он был монополистом на газовом рынке, и никакого СПГ-терминала в Литве не было.
Но больше им сказать все равно нечего, поэтому они повторяют тот же прямой обман про снижение цены в результате появления рыночной альтернативы российскому газу. При том, что такой альтернативой на сегодняшний день является… российский газ.
Эпическая история литовского СПГ-терминала полна такого абсурда. «Энергетическую независимость» от России Литве обеспечивают поставки СПГ из России. «Рыночная успешность» СПГ-терминала такова, что литовский бизнес принуждают покупать его продукцию, а Минэнерго в условиях исторически низких цен на энергоносители говорит об убыточности Independence и чрезмерных расходах на его содержание.
Остается догадываться, как будет выглядеть «история успеха» энергетической политики Вильнюса после того, как мир справится с коронавирусом и цены на энергоносители вернутся на докризисный уровень. Что-нибудь литовские власти точно придумают, даже если Independence продадут с молотка.
Они же не могут прямо сказать то, что всем уже давно ясно: решение завезти в Клайпеду СПГ-терминал было политически мотивированной глупостью и никак экономически себя не оправдывает.
Поэтому запасаемся на будущее попкорном и ждем новых удивительных историй.