Вашингтон создает международную коалицию для противодействия «Северному потоку — 2». Об этом заявил госсекретарь США Майк Помпео. Нетрудно догадаться, что первыми под американские знамена встанут Польша и Прибалтика. Но перед Соединенными Штатами стоит куда более амбициозная задача — перетянуть на свою сторону тех, кто раньше выступал в поддержку российского газопровода. История с «отравлением» Алексея Навального и ситуация в Беларуси создают для этого благоприятный политический фон.
«Соединенные Штаты считают, что газопровод "Северный поток — 2" создает риск для Европы, так как она становится зависима от поступающего из России газа, а также угрожает Украине. Мы надеемся, что газопровод "Северный поток — 2" не будет завершен, мы работает над созданием коалиции, чтобы этого не произошло», — заявил Помпео.
Российские и зарубежные СМИ окружили его заявление ореолом сенсационности. Хотя ничего нового госсекретарь США не сказал. Коалиция против «Северного потока — 2» — это всего лишь фигура речи. Речь не идет о создании новой международной организации, члены которой будут координировать свою энергетическую политику.
Если же говорить о неформальном объединении противников «путинской трубы», то оно уже давно существует. Его участники — это США, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Украина.
Сюда же можно добавить Румынию и Словакию (тема «Северного потока — 2» для них менее актуальна, но на уровне лидеров государств они также солидаризовались с позицией Белого дома).
Помпео озвучил общеизвестный факт: вокруг российского газопровода ведется ожесточенная геополитическая борьба. В прошлом месяце аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что немецкая дипломатия проводит разъяснительную работу с критиками «Северного потока — 2» внутри Евросоюза. Чем не попытка создания коалиции в поддержку проекта? Ее итогом стала нота против американского вмешательства в строительство трубопровода, которую не подписали только 3 неназванные страны Евросоюза.
Американцы, разумеется, предпринимают зеркальные меры — по неформальным каналам связи убеждают своих европейских партнеров выступить против второй нитки «Северного потока». Сегодня для этого сложилась благоприятная политическая конъюнктура.
К моменту, когда окончательно решается судьба проекта, в российско-европейских отношениях появилось сразу два новых фактора напряженности.
Первый — это Беларусь. Безоговорочно поддерживая Александра Лукашенко, Кремль тем самым бросает вызов Евросоюзу, в котором сложился прочный консенсус о непризнании итогов белорусских выборов. Но еще сильнее позиции критиков «Северного потока — 2» укрепило «отравление» российского оппозиционера Алексея Навального. Особая роль в этой истории отведена Германии, ведь именно немецкие врачи занимались лечением политика и якобы обнаружили в его организме следы вещества из группы «Новичок».
Реакция официального Берлина не заставила себя долго ждать: глава МИД Германии Хайко Маас заявил, что власти страны допускают остановку строительства «Северного потока — 2» в качестве реакции на инцидент с Навальным.
По словам официального представителя правительства ФРГ Штеффена Зайберта, того же мнения придерживается канцлер Ангела Меркель.
Несомненно, для «Газпрома» и его европейских партнеров это был тревожный звоночек. Власти Германии впервые допустили возможность отказа от «Северного потока — 2».
С другой стороны, расплывчатым заявлениям Мааса и Зайберта не стоит придавать слишком большого значения. Они были сделаны из чисто конъюнктурных соображений. В противном случае Германию обвинили бы в том, что она не использует имеющиеся в ее распоряжении рычаги давления на Россию и выдает ей карт-бланш на дальнейшее применение биологического оружия.
«Отравление» Навального не может и не должно кардинально изменить характер российско-немецких отношений.
Берлин и раньше воспринимал РФ как опасного партнера, который нарушает правила игры мировой политики, совершает хакерские атаки, вмешивается в выборы и так далее. Да и «Новичок» якобы уже использовался российскими спецслужбами на территории Евросоюза. После инцидента в Солсбери Германия не пересмотрела свое отношение к «Северному потоку — 2», не пересматривает и сегодня.
Внутри ФРГ призывы к сворачиванию проекта раздаются от тех же политических сил, что и раньше. Дискуссия вокруг «Северного потока — 2» не приобрела новые смыслы — она просто актуализировалась. К тому же покушение на Навального (если это было покушение) благополучно провалилось. Российский оппозиционер не только жив, но и вполне дееспособен. Уже рвется в бой с ненавистным путинским режимом.
Сложно представить, что уже после выздоровления Навального правительство ФРГ начнет саботировать реализацию «Северного потока — 2».
На момент подготовки материала последнее громкое заявление по этой теме сделал вице-канцлер ФРГ, кандидат в преемники Меркель от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Олаф Шольц. Он не считает, что реакцией немецких властей на «отравление» Навального может стать выход из проекта «Северного потока — 2».
В этом контексте коалицию, создание которой анонсировал Помпео, можно назвать коалицией отчаяния.
Германия вступать в нее не желает, а без участия немцев она лишается всякого смысла. При содействии Берлина Россия способна завершить работы самостоятельно. Вопрос только в том, как после этого будет эксплуатироваться вторая нитка «Северного потока».
В условиях, когда Германия гнется, но не прогибается, у США остается последний козырь — санкции. Но на этом фронте перемен тоже не наблюдается. Вашингтон пока только угрожает европейским компаниям. Если собрать все письма с угрозами в их адрес, получится солидная выставка.
«Отравление» Навального было последним прибежищем для критиков «Северного потока — 2».
За неимением иных аргументов они взяли на вооружение самый избитый и банальный: нельзя вести бизнес с «варварским» руководством РФ. На этом, судя по всему, в дискуссии будет поставлена точка.