«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) пожаловалась на потерю грузов из России. По словам главы компании Мариса Клейнбергса, возместить прежние объемы уже не представляется возможным. Хотя совсем недавно перед руководством прибалтийской республики открылась уникальная возможность поддержать своих портовиков и железнодорожников: Александр Лукашенко заявил о намерении лишить Литву белорусского транзита. Принять его могли бы Рига, Вентспилс и Лиепая. Но Латвия предпочла даже не ввязываться в борьбу за новые грузовые потоки, в которых она остро нуждается.
Политика Риги на белорусском направлении — классический пример того, как государство «забивает» на свои объективные экономические интересы в угоду абстрактным представлениям о демократии, правах человека и европейской солидарности. Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к фактам.
Транзитная отрасль Латвии переживает самые тяжелые времена за все годы независимости.
«Латвийская железная дорога» тянет деньги из государственного бюджета, массово увольняет сотрудников и распродает рельсы.
Клейнбергс ожидает, что в этом году ЛЖД обслужит примерно 25 миллионов тонн грузов — почти вдвое меньше, чем годом ранее. «В этом году планируем перевезти примерно 25 миллионов тонн грузов, это примерно в два раза меньше по сравнению с предыдущим годом. В ближайшие годы мы планируем небольшой рост. Но он действительно небольшой, я не вижу возможности заместить объемы грузов из России, которые мы потеряли», — признается глава «Латвийской железной дороги».
В портах дела обстоят не лучше. Свежая статистика: за январь-август они перевалили 29,744 миллиона тонн грузов, что на 29,7% меньше, чем за соответствующий период 2019 года. Перевалка угля (российского, разумеется) просела на 77,3%.
Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс называет это «новой нормальностью».
Ничего не поделаешь — нужно привыкать к жизни без российского транзита и не тешить себя мечтами о том, что через Прибалтику пройдет «Новый шелковый путь» из Китая.
«Если посмотреть на карту, то увидим, что мы не находимся на пути движения этих грузов в Европу. В основном они идут через Беларусь и Польшу, нет логики в том, чтобы они шли напрямую через Латвию. Мы работаем над тем, чтобы отдельные составы грузов шли в Латвию, но если посмотреть на статистику, они никак не могут компенсировать то большое количество грузов, которое шло из России», — пояснял Линкайтс.
И вот он — подарок судьбы! Лукашенко заявил о намерении отобрать у Клайпедского порта белорусский транзит: «Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить».
Конечно, подобные угрозы «батька» озвучивает не впервые. И не факт, что на этот раз они будут реализованы.
Но если дело дойдет до переориентации белорусского транзита, то Рига, Вентспилс и Лиепая — это первые претенденты на замену Клайпеды.
С точки зрения логистики они имеют объективные преимущества перед портом Усть-Луга в Ленинградской области. Переговоры о переориентации белорусского нефтетранзита на порты Северо-Запада России ведутся не первый год, но результатов пока нет. Латвийскому руководству это должно давать еще один повод для оптимизма.
Паззл складывается идеально: Лукашенко хочет забрать у Литвы транзитные потоки, которые позарез нужны соседней прибалтийской республике. Как в этой ситуации должна вести себя официальная Рига? Ей нужно просто молчать. Не присоединяться к общему хору критиков белорусского режима и по закрытым каналам связи намекнуть «батьке», что Рижский, Вентпилсский и Лиепайский порты открыты к сотрудничеству.
Вместо этого правительство Латвии выступает на «подтанцовке» у польско-литовского тандема, который утвердился в роли главной ударной силы против Лукашенко.
Она ввела персональные санкции против 30 белорусских чиновников. С кем-то из них (например, с представителями администрации президента) вполне можно было обсуждать вопрос переориентации транзитных потоков.
Литовский бойкот БелАЭС получил поддержку премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша.
Он же демонстративно пытается лишить Беларусь чемпионата мира по хоккею, который Минск и Рига должны совместно провести в 2021 году.
А министерство экономики не менее демонстративно переманивает предпринимателей из соседней страны. «Мы уже убедили 12 компаний из Беларуси перенести свою деятельность в Латвию. Мы понимаем, что этим предпринимателям может быть проблематично получить необходимую информацию от белорусских властей на данный момент, поэтому мы работаем с каждой компанией индивидуально, прислушиваемся к потребностям и в сотрудничестве с министерствами иностранных дел и внутренних дел оперативно решаем проблемы», — заявил министр экономики Латвии Янис Витенбергс.
Итог закономерен — Минск и Москва ведут переговоры о переброске белорусского нефтетранзита в Усть-Лугу.
Аналогичные переговоры между Минском и Ригой не ведутся.
В контексте последних событий они выглядели бы просто бессмысленно. Ведь Лукашенко не скрывает, что его задача — наказать «зажравшуюся» Литву.
Зачем тогда перенаправлять белорусские грузы в страну, руководство которой настроено к «батьке» не менее враждебно? Менять шило на мыло?
Перед Беларусью стоит сложный выбор — пустить поезда в сторону Усть-Луги или продолжать, скрипя зубами, пользоваться услугами Клайпедского порта.
Если бы Латвия руководствовалась своими объективными экономическими интересами, она бы предоставила Лукашенко третий вариант.
Потенциально самый заманчивый. Но правительство Кариньша предпочло без боя проиграть белорусский транзит.
Талис Линкайтс на днях заявил, что вопрос грузовых потоков не заставит Ригу изменить свое отношение к режиму Лукашенко.
Уволенные сотрудники ЛЖД и латвийских портов могут гордиться принципиальностью своего правительства!
Во имя светлых идеалов демократии можно и с голоду умереть. Благородная смерть для любого уважающего себя латыша.