Министерство промышленности и торговли РФ предлагает ликвидировать российские торговые представительства в Литве и на Украине. Эта инициатива уже получила поддержку представителей Госдумы и Совета Федерации. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, почему Москва оказалась близка к принятию такого решения.
«Ликвидировать: торговое представительство Российской Федерации в Литовской Республике; торговое представительство Российской Федерации на Украине», — говорится в документе, который опубликован на федеральном портале проектов правовых актов.
Если это предложение будет одобрено, у Москвы останутся торгпредства в 58 странах мира. Их задача — реализовывать внешнеэкономические интересы РФ в стране пребывания.
Когда эти интересы отсутствуют (либо реализовать их невозможно), нет никакого смысла держать в составе дипломатического корпуса отдельный штат торговых представителей.
Впрочем, Литву и Украину в этом контексте стоит рассматривать отдельно. Последняя оставалась для Москвы важным торгово-экономическим партнером даже после событий 2014 года. В отношениях с ней российские власти всегда руководствовались прагматичным подходом и демонстративно не желали закрывать свое торговое представительство в Киеве.
«На Украине торгпредство работает в сокращенном составе. Идет большая работа аналитического характера. Контакты есть, но только на экспертном уровне», — заявлял в 2016 году первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Из его слов становилось понятно, что российское торгпредство занимается не своим делом. Вместо практической деятельности — работа аналитического характера и контакты на экспертном уровне.
Через два года другой замминистра промышленности и торговли России Алексей Груздев сказал примерно то же самое: «Торгпредство на Украине продолжает действовать, пока нет никаких установок сворачивать его деятельность. Другое дело, что практическая работа очень ограничена в силу того, что торговое представительство должно опираться и на официальные контакты, а они практически заморожены, хоть и не по нашей вине».
В общем, после «революции достоинства» российское торгпредство на Украине по факту потеряло возможность выполнять свои функции.
Но Москва не заявляла о желании его ликвидировать. Более того, несколько месяцев назад Россия впервые с 2012 года назначила своего торгового представителя на Украине (до этого Сергей Соломин возглавлял ведомство в статусе исполняющего обязанности). Почему же сейчас Минпромторг резко поменял свою позицию?
В действительности закрытие российского торгпредства в Киеве — это не инициатива Москвы. Месяц назад украинский Кабмин решил расторгнуть соглашение с правительством России о взаимном учреждении торговых представительств, которое действовало с октября 1992 года. Здесь все логично: заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар честно предупреждал, что Киев будет пересматривать и сокращать до минимально возможного уровня договорную базу с Российской Федерацией. Дело Порошенко живет.
Аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что слова Боднара несут определенную логику, ведь многие формально действующие договоры между Киевом и Москвой уже не имеют правоприменительной практики. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаимном учреждении торговых представительств — именно такой документ. Экономические связи между двумя странами не развиваются. Зачем тогда финансировать органы, которые должны быть катализаторами этого процесса?
Очевидно, от разрыва упомянутого соглашения до ликвидации российского торгпредства на Украине должно пройти какое-то время, но сам вопрос уже решен. А российский Минпромторг всего лишь засвидетельствовал, что он не возражает.
В случае с Литвой ситуация выглядит несколько иначе.
Через несколько дней после назначения торгового представителя РФ на Украине министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил о приостановке работы своего ведомства в Прибалтике.
«Не закрываем, потому что у нас есть государственные, межгосударственные соглашения, но мы приостанавливаем работу как раз для того, чтобы не было имитации бурной деятельности», — пояснил чиновник.
Из трех Прибалтийских республик полноценное торговое представительство России имеет только Литва. В Латвии и Эстонии соответствующие организации были ликвидированы еще в 2006 году. Тогда Москва закрыла свои торгпредства сразу в 52 странах.
Почему в этом списке не оказалось Литвы — вопрос отдельный. Возможно, Россия продолжала рассматривать Вильнюс как важного партнера в контексте развития экономики Калининградской области. Но сегодня такой подход уже неактуален.
«Я вот был позавчера у мэра Клайпеды — это второй [в Литве] крупнейший город, серьезный сосед. Я ему говорю: "Вы знаете, на каком месте в товарообороте Калининградской области находится Литва?" Он говорит: "На третьем, наверное". Я говорю: "На двенадцатом". Он спрашивает: "А кто там на первом?" Я говорю: "Германия, а на втором Корея"», — рассказал во время выступления на Международной летней школе Studia Baltica X посол России в Литве Александр Удальцов.
За российские торговые представительства в Литве и на Украине, очевидно, никто не заступится. Потому что от их ликвидации не пострадает ни одна компания, ни один предприниматель.
Решение уже давно назрело. Даже перезрело.
На содержание торговых представительств за рубежом выделяются деньги из государственной казны. За счет сэкономленных средств можно (и нужно!) увеличивать штаты сотрудников в тех странах, которые желают сотрудничать с Россией. На тех же, кто называет ее «террористическим государством», нечего тратить и рубля.