Если на инфраструктурные проекты Прибалтийских республик «жертвовал» в рамках программы развития Европейский союз, то у Грузии, Молдавии и Украины такого щедрого спонсора не было. Поэтому неудачи и проблемы стран СНГ более серьезны и драматичны. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил выяснить, что не вышло за четверть века у Грузии, Украины и Молдавии.
Украина наследует прибалтийскую историю «успеха»
Украинская история «высоких достижений» не отличается большим креативом. Политические и экономические практики Прибалтики и Украины подозрительно похожи. Неудивительно, что их результаты одинаковы.
Осенью 2014 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк презентовал общественности проект «Стена». Предполагалось, что за шесть месяцев Украина построит на границе с Россией современные оборонительные системы протяженностью 2 тысячи километров. Позже провластные украинские СМИ стали называть проект «Европейским валом», который якобы должен защитить страны ЕС от военной агрессии России.
Схожий проект начал реализовывать Таллин. В 2015 году правительство Эстонии приступило к финансированию отечественного долгостроя «Стена» на границе с Россией.
В 2014 году украинское правительство выделило на строительство «Стены Яценюка» 100 млн гривен (4,5 млн долларов). Затем проект неоднократно дорабатывался.
В 2015–2018 годах затраты украинских налогоплательщиков на стройку составили около 1,3 млрд гривен (более 50 млн долларов). При этом по состоянию на конец 2018 года было завершено менее 50% работ. Пресс служба МВД Украины сообщала, что ограждение рассчитывают достроить только к 2021 году.
Второе «достижение» постмайданной Украины — получение томоса. В январе 2019 года патриарх Константинопольский Варфоломей предоставил Православной церкви Украины автокефалию. Эту «победу» и «окончательное "прощай" России и Российской Империи» записал в свой актив экс-президент Петр Порошенко.
Игры с чувствами верующих и вмешательство в религиозную жизнь страны не помогли Порошенко переизбраться. Более того, они принесли на Украину новые проблемы. В стране произошел настоящий церковный раскол, который в большей мере задел Украинскую православную церковь Киевского патриархата и ее руководителя Филарета.
После президентских выборов Филарет упрекнул Константинополь в том, что украинская церковь вместе с томосом не получила полную автономию, а наоборот, была ограничена в своих правах.
В сфере энергетики Киев пошел по стопам Вильнюса. Правительство Украины и президент Порошенко приняли популистское решение и отказались от закупок природного газа напрямую из России. Контракты на поставку были заключены с европейскими трейдерами, которые по схеме реверса стали продавать Украине тот же самый российский газ, естественно, получая при этом свой процент.
Также Украина перестала закупать у Донбасса уголь, чтобы не спонсировать самопровозглашенные ДНР и ЛНР. В стране возник дефицит угля, и тогда «на помощь» пришли российские перекупщики, которые по сегодняшний день поставляют донбасский уголь на Украину и неплохо зарабатывают на этом.
Не вышло у Украины отказаться от российского ядерного топлива. Попытки использовать американские аналоги провалились. И теперь неясно, что украинцам делать со своими советскими АЭС, которые стабильно работают исключительно благодаря российским инженерам и комплектующим.
Реализация транспортных проектов на Украине также «на высоте». Поездки на гиперлупе так и не стали обыденностью для украинцев, как обещал министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
Вероятно, не построят в стране и новые аэропорты, на которые прошлой зимой было выделено более миллиарда бюджетных гривен. Существует мнение, что деньги ушли на избирательную кампанию Порошенко, но компетентные органы Украины этого пока не доказали.
Грузия — страна без крупных проектов
Грузия — еще одна страна, которую преследуют неудачи. Из реальных больших проектов можно выделить разве что строительство десятков новых отелей, в том числе известных мировых брендов. Однако и они будут пустовать, пока Россия не снимет санкции и введенный недавно запрет на авиасообщение с Грузией.
Модернизация 185-километровой автомагистрали «Восток — Запад» растянулась более чем на 13 лет. По оценкам министерства путей сообщения Грузии, работы могут быть завершены только к 2022 году. И это несмотря на выделенные Азиатским банком развития 255 млн евро. Чтобы выполнить проект, Грузии не хватает денег и специалистов.
Почти 10 лет шахтерский городок Ткибули не может получить иностранные инвестиции. В 2011 году о намерении построить в Ткибули ТЭС заявляла чешская Skoda Invest. В 2015 году о схожих планах говорили в Dongfang Electric. В итоге в конце 2018 года к городу проявила интерес китайская компания Jiangxi Huazhao Interprise Managment Company. Китайцы хотят открыть в Грузии цех по пошиву одежды.
Потенциальные инвестиции сократились с 700 млн евро в энергетику до 5 млн долларов в легкую промышленность. Но и эти деньги в страну еще нужно привлечь.
Молдавия: сложно провалить то, чего нет
Замыкает список стран-русофобов Молдавия. От «прибалтийских тигров», Украины и Грузии Молдавию отличает отсутствие более или менее значимых инфраструктурных, экономических и социально-культурных проектов. В стране, в которой ничего не делается, ничего нельзя и провалить.
Один из существенных факторов молдавской экономики — массовая миграция. Около 25% ВВП Молдавии формируют денежные переводы трудовых мигрантов. Опережают ее по данному показателю только Киргизия и Таджикистан.
Это замкнутый круг. Трудоспособное население уезжает из Молдавии, в которой нет работы и возможностей. А сама страна без этих людей не имеет ресурса для рывка и развития.
Население Кишинева практически перестало расти, такие данные в 2018 году опубликовало Национальное бюро статистики Молдавии. Проще говоря, люди из молдавских провинций перестали съезжаться в самый крупный и развитый город страны. Данный факт является самым ярким и тревожным индикатором демографического кризиса в Молдавии.
Состояние самого Кишинева оставляет желать лучшего: плохие дороги, темные улицы, мусор, который вовремя не вывезли. Во многом это «заслуга» экс-мера (в Молдавии эта должность называется генеральный примар — прим. RuBaltic.Ru) Кишинева Дорина Киртоакэ, который занимал должность в течение 10 лет.
После переизбрания нового главы Кишинева ситуация в молдавской столице стала меняться, но о серьезном экономическом, инфраструктурном и архитектурном прорыве пока что говорить рано.
Как национальные элиты расплатились будущим за власть
Распад СССР в конце XX века стал вызовом для вновь образованных стран. Он требовал от новых национальных элит благоразумия и кооперации со странами-соседями, участниками производственных цепочек. Продиктованные политикой трудности в торговле с Россией и отрицание объективных факторов, к примеру, наличия у восточного соседа нефти и газа, привели к проблемам в экономике молодых государств.
Расплачиваться за ошибки, глупость и вредность своих лидеров по сегодняшний день приходится простым жителям Прибалтики, Украины, Грузии и Молдавии.