Скандал вокруг строительства польско-литовского газопровода GIPL обрастает новыми подробностями. Не так давно правительство Литвы исключило белорусскую компанию — ОАО «Белтрубопроводстрой» — из конкурса на реализацию проекта. В распоряжении новостного агентства BNS оказались документы, которые проливают свет на детали несостоявшейся сделки. В белорусских подрядчиках Литва увидела «угрозу национальной безопасности». Впрочем, итогами тендера остались недовольны и другие его участники.
Решение о строительстве польско-литовской газовой смычки было одобрено руководством ЕС в 2015 году. Львиную долю расходов, которые оцениваются в полмиллиарда евро, будут покрывать дотации из еврофондов. От Вильнюса, по большому счету, многого не требуется — нужно только провести тендер на строительство своего участка длиной 177 километров и проследить за выполнением работ. Но литовское правительство и здесь умудрилось спровоцировать скандал.
Тендер должен был выиграть консорциум каунасской компании KRS и «Белтрубопроводстроя», который предложил самую низкую цену (74,9 миллиона евро). Однако заявки на конкурс оценивали не только экономисты. Правительственная комиссия пришла к выводу, что белорусская компания имеет связи с российскими госорганами, а это может представлять угрозу национальной безопасности Литвы.
Подчеркивается, что в числе главных заказчиков «Белтрубопроводстроя» фигурируют предприятия концерна «Газпром». Своими опасениями на этот счет поделился также Департамент госбезопасности (ДГБ), который обнаружил, что белорусский подрядчик аффилирован также с «Транснефтью», «Роснефтью» и другими энергетическими гигантами.
Вывод напрашивается сам собой. «Белтрубопроводстрой» — агент энергетического влияния Москвы.
Если отдать ему тендер, он начнет саботировать строительство трубопровода, затягивать сроки реализации проекта. В общем, сделает все возможное, чтобы разрушить литовскую мечту об «энергетической независимости».
Мечта, как известно, уже достигнута, но для полного счастья Вильнюсу не хватает трубопровода с Польшей. Какие выгоды GIPL принесет литовцам, остается только гадать. Поставлять соседям продукцию СПГ-терминала в Клайпеде не получится — у них есть свой терминал в Свиноуйсьце, который они собираются расширять. В обратную сторону сжиженный газ тоже не потечет.
Казалось бы, хоть какой-то смысл проект приобретет после ввода в эксплуатацию газопровода Baltic Pipe.
Через Данию Польша будет получать норвежский газ, которым может поделиться с Литвой. Но конечная цена на него обещает быть неподъемной.
С другой стороны, Россия от строительства Baltic Pipe (и его ответвления в виде GIPL) ничего не потеряет. Лишних запасов газа для поляков и литовцев у Норвегии нет; в лучшем случае она сохранит существующие объемы добычи газа, в худшем — будет вынуждена сокращать их. Если норвежский газ потечет в Польшу или Литву, его недополучит Германия. Этот дефицит будет восполнять «Газпром».
То есть очередной прожект литовской «энергонезависимости» может навредить только… Литве.
Саботируя строительство смычки с Польшей, Москва будет мешать прибалтийской республике наказывать саму себя. Логичный вопрос: зачем?
Кроме того, как вообще «Белтрубопроводстрой» может повлиять на реализацию проекта? С ним или без него, но газопровод будет построен. Затягивание сроков грозит всего лишь несущественным удорожанием проекта. То есть предел возможностей «коварных москалей» в этом случае — бессмысленная мелкая пакость. «Газпром» подобными глупостями не занимается.
Еще более нелепой кажется мысль, что «агенты Кремля» через белорусскую компанию хотят заниматься в Литве шпионажем. Выиграв тендер, «Белтрубопроводстрой» действительно мог получить доступ к стратегической инфраструктуре прибалтийской республики. Но что интересного можно там найти?
По большому счету, литовская энергетика хранит всего один секрет: сколько именно налогоплательщики переплачивают за СПГ-терминал в Клайпеде?
«Даже рыночная цена за газ — это секрет, — возмущался депутат Сейма Артурас Скарджюс. — А какова цена газа, который мы импортируем, каков его объем и так далее — все окутано тайной. Учреждения, которые владеют точными цифрами, отказываются предоставлять их депутатам».
Впрочем, Россию и ее белорусских товарищей это вряд ли тревожит. Очевидно, у «Белтрубопроводстроя» в Литве была всего одна задача — выполнить контракт и заработать деньги.
Компания Amber Grid, которая проводила тендер на строительство GIPL, в итоге объявила победителем серебряного призера — литовскую фирму Alvora. Но возмущением белорусской стороны дело не ограничилось.
Внезапно голос подала польская Rafako, которая проиграла тендер и заявила, что Alvora тоже может представлять угрозу национальной безопасности страны. Потому, вероятно, что эта компания активно работает над проектами в Беларуси (правительственная комиссия все же одобрила сделку с ней, хотя и обосновала необходимость «очень четких мер по обузданию вероятных рисков»).
Группа предприятий Elecnor тоже осталась недовольна — ее заявку отклонили как несоответствующую требованиям. «В данном случае все решения и действия Amber Grid показывают, что предприятие не хочет обеспечить честную конкуренцию, его действия очень формальны, явно направлены на отклонение окончательного предложения Elecnor, что неприемлемо, не говоря уже об их незаконности», — утверждают представители компании в письме, содержание которого передает BNS.
История с тендером слишком незначительна, чтобы пополнить «золотой фонд» литовских афер, но от этого не менее показательна. Власти республики не могут без скандала справиться с элементарной задачей — провести тендер. Что уж говорить о крупных инфраструктурных проектах вроде Rail Baltica!
Выводы правительственной комиссии и ДГБ обернутся для Литвы очередной переплатой, поскольку «Белтрубопроводстрой» обещал реализовать проект на самых выгодных условиях. Впрочем, здесь все логично.
Страна переплачивает за строительство трубопровода, который позволит ей покупать газ по завышенным ценам.
Удивляет другое: на фоне обличения «русских шпионов» в «Белтрубопроводстрое» власти республики отчаянно борются за сохранение белорусского транзита (и, кажется, искренне не понимают, почему «батька» угрожает перераспределить его в пользу соседней Латвии). По их мнению, к этому вопросу следует подходить сугубо с точки зрения экономики. Зачем отказываться от литовских портов, если они выигрывают честную конкуренцию?
Похожим вопросом сегодня задаются в руководстве «Белтрубопроводстроя»...