×
Экономика Экономика

Борьба за транзит разрушит отношения Латвии и Литвы

Источник изображения: rusvesna.su

Литва оспорит штраф Еврокомиссии за разобранную железную дорогу в Латвию. Глава «Литовской железной дороги» меж тем признал, что Латвия является конкурентом Литвы в борьбе за транзит: «балтийское единство» — это прекрасно, но в борьбе с конкурентами все средства хороши. Судебные тяжбы с портами Латвии и «Латвийской железной дорогой», требования восстановить железнодорожные пути и выплатить назначенный Еврокомиссией штраф, дальнейшая борьба за транзит — всё это может привести к конфликту Литвы с последним из четырех ее соседей, с которым до недавнего времени еще сохранялись нормальные отношения.

После многолетнего разбирательства Еврокомиссия обязала Литву выплатить штраф в 28 миллионов евро за разобранную железную дорогу, ведущую от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в Латвию. Действия литовского железнодорожного монополиста Lietuvos gelezinkeliai, разобравшего рельсы под предлогом ремонта и вынудившего поляков — собственников завода экспортировать продукцию НПЗ исключительно через Клайпедский порт, были признаны Брюсселем недобросовестной конкуренцией.

Сразу после объявления вердикта Еврокомиссии в Вильнюс прилетела комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, призвавшая литовское руководство выйти из неприятной ситуации, восстановив железную дорогу. Литовская сторона попыталась было начать огрызаться и говорить, что последнее обоснование необходимости ремонта было отправлено в Брюссель еще в марте, а Еврокомиссия, если она такая принципиальная, пусть потребует компенсации от «Газпрома» за его «энергетическую монополию», но, устрашенная взбучкой еврокомиссара, быстро присмирела.

Президент Литвы Даля Грибаускайте после переговоров с еврокомиссаром по конкуренции заявила, что восстановление железнодорожных путей до латвийской станции Реньге «наверное, неизбежно», а штраф можно будет уменьшить разве что через суд.

Даля ГрибаускайтеДаля Грибаускайте

По свойственной ей привычке Грибаускайте попыталась переложить всю вину за политический конфуз Литвы на правительство. «К сожалению, мы видим, что и это правительство не спешит искать решений, но они понадобятся. Отрицать, пытаться избежать, что делало прежнее правительство, пытаться лгать публично, что всё в порядке, что работа ведется и всё будет хорошо, — мы больше не можем использовать такой метод», — заявила г‑жа президент.

Однако после отъезда грозного еврокомиссара руководство Литвы быстро собралось с силами и перешло в контрнаступление.

Глава «Литовской железной дороги» Мантас Бартушка объявил, что Литва будет обжаловать в суде решение Еврокомиссии оштрафовать государственного монополиста на 28 миллионов евро: Lietuvos gelezinkeliai рассчитывает с помощью судебного разбирательства как минимум уменьшить сумму штрафа и защитить репутацию предприятия.
Мантас Бартушка

Мантас Бартушка

«Мы тщательно проанализировали решение, и у нас нет никаких сомнений, что мы обжалуем решение ЕК. У нас есть два месяца на подготовку и выработку окончательной стратегии, какие аргументы использовать. Для нас важно, что у нас хорошие отношения с Orlen (польской нефтеперерабатывающей компанией, которой принадлежит Мажейкяйский НПЗ — прим. RuBaltic.Ru), мы продолжаем обсуждать, как разрешить эту ситуацию, потому что грузы Orlen для нас очень важны», — сказал Бартушка. 

Гендиректор Lietuvos gelezinkeliai подсчитал, что тяжба с Еврокомиссией может обойтись компании в полмиллиона долларов.

Это копейки по сравнению с тем, что предстоит заплатить, если литовская сторона полностью и безоговорочно признает свою вину.

Во-первых, штраф в 28 миллионов евро.

Во-вторых, восстановление железной дороги в Латвию, на которое придется потратить около 20 миллионов евро. (И ради чего? Ради того, чтобы транзит потек из Клайпеды к конкурентам?!)

В-третьих, на основании решения Еврокомиссии Латвия может предъявить Литве иски о возмещении ущерба. Судя по словам Бартушки, в Вильнюсе уже ожидают исков от «Латвийской железной дороги» и Рижского свободного порта.

Рассуждая о вероятных исках со стороны латышей, глава «Литовской железной дороги» предложил не обманывать себя разговорами о союзнических отношениях братских балтийских народов и честно признать, что Латвия и Литва являются конкурентами в борьбе за транзит.

«Стоит понять, что латыши — и братья, и конкуренты. Они могут назвать разные суммы, мы слышали гипотетически большие [суммы], но если нет оснований, то цена их искам — ноль. Говорить с латышами мы планируем в ближайшее время. Помогут ли эти встречи, будет видно, но для нас важно иметь партнерские, хорошие отношения не только с Orlen, но и с коллегами-латышами», — сообщил Мантас Бартушка.

Эти слова выдают острый конфликт литовских транспортников с северными соседями. Если конфликт с поляками удалось разрешить, снизив тарифы на транзит нефтепродуктов по литовским железным дорогам, то конфликт с латышами как раз эта сделка сделала необратимым: в Латвии окончательно убедились, что железную дорогу из Мажейкяя разобрали не ради ремонта, а чтобы лишить «Латвийскую железную дорогу» и порты грузопотока.

Это же косвенно подтвердил и глава Lietuvos gelezinkeliai, признав в латышах конкурентов. А в конкуренции, как известно, любые средства хороши. Во всяком случае, для Литвы. Другим ее соседям это было известно и раньше: Литва десятилетиями «задирала» тарифы на грузоперевозки в Калининградскую область, чтобы белорусские грузы шли исключительно в Клайпеду, а не в Калининградский морской порт. Но оказалось, что от недобросовестной конкуренции Вильнюса не спасает и «балтийское единство» латышей и литовцев.

Сейчас Литва готова сделать всё, чтобы не платить денег ни Брюсселю, ни латвийским компаниям, а также не восстанавливать железную дорогу.

Руководство Lietuvos gelezinkeliai обещало в ближайшее время приступить к восстановлению разобранного почти десять лет назад участка ж/д путей протяженностью 19 км из Мажейкяя в Реньге, однако, судя по намерению судиться с Еврокомиссией и готовности к тяжбам от латвийских компаний, это обещание останется невыполненным.

К судебной тяжбе по штрафу тоже, по всей видимости, готовятся всерьез. «Не имеющее аналогов и беспрецедентное событие, когда дело рассматривается 9 лет. Есть четкие возможности уменьшения этой суммы или даже ее отмены», — заявил генеральный директор «Литовской железной дороги».

Затяжное выяснение отношений из-за денег и транзита рискует поссорить Литву с последним из четырех ее соседей, с которым до недавнего времени сохранялись более или менее дружественные отношения.

С Россией, Беларусью и Польшей Вильнюсу терять давно уже нечего, но с Латвией отношения развивались для склочного литовского руководства ненормально хорошо. Судебные тяжбы с латвийскими портами и Latvijas dzelzceļš, требования восстановить железную дорогу и заплатить штраф эту «нездоровую» ситуацию исправят.

Слово за слово дойдет и до обвинений Латвии в сотрудничестве с «Газпромом» вместо покупки продукции клайпедского СПГ-терминала, и до требований к Риге присоединиться к борьбе литовского руководства против Островецкой АЭС и пойти на обострение отношений с Беларусью, и до инсинуаций о связях латвийского руководства с Кремлем.

Переругаться с четвертым из четырех соседей — это будет достойное завершение деятельности Дали Грибаускайте на посту президента Литвы! 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Новости партнёров