Российские санкции, которые, по заявлению руководства Латвии, не создают серьезных проблем экономике страны, уже поставили на грань банкротства отдельные хозяйственные отрасли республики. Стране нужны активные действия властей, но готовыми к ним в нынешних условиях оказывается лишь оппозиция.
Латвийским аграриям в этом году приходится собирать всё больше плоды не своего труда, а недальновидной политики правительства. В результате российских ответных санкций на сельскохозяйственном рынке страны обрушились цены, вынуждая латвийских аграриев продавать свою продукцию ниже себестоимости. «Ситуация сложилась довольно угрожающая, поскольку на данный момент приходится выбрасывать цветную капусту, кабачки, сезонные товары», ‒ говорит руководитель кооператива Mūsmāju dārzeņi Эдита Страздини. Причиной тому – переизбыток товаров на внутреннем рынке. Так, например, закупочные цены на помидоры снизились на 50%.
Ситуацию усугубляет еще и активность польских аграриев в совокупности с отсутствием механизмов защиты национального рынка: польские производители, столкнувшись с российским эмбарго, стали поставлять часть избыточной продукции в соседние балтийские республики.
Причем такое следствие от российского эмбарго просчитать было довольно просто. К примеру, еще в день объявления Москвой решения об ограничении импорта латвийский экономист Нормунд Гростиньш заявил порталу RuBaltic.Ru: «Кроме прямых потерь от запрета ввоза сельхозпродукции, будут побочные эффекты: запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из ЕС в Прибалтике вызовет резкий скачок дешевого польского импорта, который вызовет понижение цен на сельхозпродукцию. Местные балтийские производители понесут серьезные потери». Однако правительственные аналитики предпочли, по всей видимости, либо проигнорировать этот очевидный факт, либо не смогли выработать защитные решения.
Между тем, по аналогичному сценарию развиваются события и в области производства молочной продукции. По словам председателя правления организации «Крестьянский Сейм» Майры Дзелзкалея, российские санкции обрушили цены и на молоко - за неделю закупочная цена на молоко снизилась на 3-11 центов за литр.
По словам М.Дзелзкалея, в отдельных случаях производители уже вынуждены продавать молоко ниже себестоимости.
Проблемы сельхозпроизводителей неминуемо бьют и по бизнес-интересам смежных отраслей, в частности транзитной. Так, только за первую неделю после введения эмбарго на латвийских пунктах погранконтроля были отправлены обратно более 17 грузовиков с продуктами. Они состояли из сыра, мяса, рыбы, томатов, паприки, персиков и нектаринов, которые перевозились из Польши, Нидерландов, Италии, Франции, Венгрии и Норвегии. И пока можно лишь только представить, какой удар придётся по банкам, когда из-за низких цен начнут разорятся латвийские крестьяне, теряя возможность платить по кредитам.
Какие же меры предприняло латвийское правительство за последние две недели, чтобы уберечь экономику страны от кризиса?
Одна из первых идей - снижение налога на добавленную стоимость на продукты – пока так и не нашла поддержки. К тому же сам рецепт – палка о двух концах: поможет бизнесменам, но ударит по бюджету. В итоге в активе латвийского правительства до сих пор такие решения по снижению эффекта от санкций, как, например, введение маркировки «Бордовая ложечка», по наличию которой на продуктах покупатели должны идентифицировать отечественного производителя и непременно поддержать его. Правда, сами производители резко против такой «помощи» - оказывается, «Бордовая ложечка» рекламирует и те продукты, которые произведены в Латвии, но из импортного сельскохозяйственного сырья. Впрочем, малочисленный внутренний рынок Латвии, очевидно, не может быть спасением для национального агросектора, ориентированного на экспорт.
Однако европейские партнеры не спешат поддержать латвийских политиков, бросавшихся на амбразуру за «идеалы демократии» и «европейскую Украину». В понедельник Латвию с кратким визитом посетила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Германию сельскохозяйственные санкции, конечно, тоже затронули, но, учитывая размер и структуру немецкой экономики, очевидно, что удар этот далеко не столь катастрофичен, как для Латвии. Тем не менее, единственное, что пообещала г-жа Меркель своей латвийской коллеге - поддержку в освоении новых экспортных рынков, к которым, очевидно, Германия не относилась. А о том, насколько реально поставлять латвийскую молочную продукцию в Китай или Африку, видимо, речи не было.
Среди правительственных партий лишь Союз «зеленых» и крестьян призывает премьер-министра Лаймдоту Страуюму перестать бездействовать и созвать внеочередное заседание коалиционного совета, чтобы обсудить предлагаемые правительством меры по защите отечественных производителей в связи с российским эмбарго. Свои рецепты по выходу из сложившейся ситуации предложили на встрече с президентом Берзиньшем и экс-премьеры Латвии: снижение НДС, создание Кризисного центра, субсидирование экспорта и пр.
Однако все эти предложения опять же – борьба с симптомами, но не с самой болезнью. Не многие в Латвии сейчас готовы пойти против политического тренда и решать суть проблемы.
По сути, готовой сделать это оказалась лишь оппозиция. Так, во вторник, 19 августа, европарламентарий от партии «Согласие» Андрей Мамыкин выступил с обращением к главе Еврокомиссии Жозе-Мануэлю Баррозу, в котором предложил отменить санкции, наложенные ранее на Россию, и активизировать диалог с Москвой и другими сторонами для поиска дипломатического решения украинского вопроса: «Передаю Вам глубокую озабоченность своих избирателей в связи с введением взаимных санкций между ЕС и Россией и их беспокойство по поводу отсутствия у лидеров ЕС конструктивного решения в этом вопросе... Я избран в Европейский парламент от страны, которая в Европейском союзе больше всего пострадает от такой «войны». По оценке министра экономики Латвии дальнейшее увеличение объема взаимных санкций ЕС и России может снизить ВВП Латвии на 10 процентов. Это может ввергнуть Латвию в глубокий экономический и социальный кризис. Тысячи латвийцев могут потерять работу, а их уровень жизни значительно упадет».
Преимущество рецепта Мамыкина в том, что он затрагивает суть проблемы – раскручивание спирали «санкционной войны». Если этот процесс не остановить, то помимо «Бордовой ложечки» латвийским правящим придется вводить еще и «Бордовое колёсико», и «Бордовый кораблик». И никаких бюджетных средств не хватить, чтобы покрыть убытки от разрастающихся санкций. В конце концов, продвигать интересы и мнения своих избирателей на общеевропейском уровне - это и есть главная задача любого евродепутата.
Правда, проблема этого рецепта в том, что для его реализации недостаточно одного Мамыкина – нужны еще политики, готовые вопреки политической конъюнктуре отстаивать интересы своих избирателей. Пока же в большинстве своём Латвию в ЕП представляют различные «калниеты», с которыми стране придется спасаться от санкций с помощью бордовых наклеек.