Руководство Украины пошло на беспрецедентные меры в деле борьбы с коронавирусом. Отменено междугороднее и межобластное автобусное сообщение, приостановлена работа метрополитена и почти всех общественных заведений. Возникает вопрос о том, как принятые меры повлияют на состояние экономики страны. Что страшнее, экономический курс правительства или вирус? Аналитическому порталу RuBaltic.Ru в этом помог разобраться академик и первый вице-президент Академии экономических наук Украины, общественный и экономический деятель Анатолий ПЕШКО.
— Г-н Пешко, руководитель Счетной палаты Украины Валерий Пацкан заявил, что государственный бюджет в 2019 году не получил почти 38 млрд гривен. Это крупнейший показатель с 2015 года. Эти цифры как-то сказались на новом бюджете? Какие сферы недополучили финансирование в 2020 году?
— В первую очередь страдают социальные сферы: здравоохранение, образование, культура. Пенсионный фонд «голый» и полностью зависит от бюджетного финансирования. На то есть много причин, например, трудовая миграция.
Некому платить налоги, что приводит к огромным недопоступлениям в пенсионный фонд.
Долг его постоянно растет. Если в прошлом году задолженность составляла 140 млрд гривен, то в 2020-м — 170 млрд.
Не кредитуется реальный сектор экономики. Не только из-за недопоступления в бюджет, но и из-за неграмотности президента, правительства и парламента. Они не знают, что делать и как управлять страной. Медицина и образование находятся в критической ситуации. Про другие социальные сферы я и вовсе молчу.
— Какие последствия для экономики Украины несет пандемия коронавируса?
— Думаю, что они будут плохими и трагическими. Действия властей очень непрофессиональные. Вместо того, чтобы вселить в людей спокойствие и уверенность, они сеют панику и хаос. Это приводит к тому, что появляется неоправданный ажиотажный спрос на товары.
Продукты питания имеют ограниченный срок годности, а люди закупают их про запас. В результате половина из них пропадет.
Во-первых, страдает бюджет самих людей: они просто теряют деньги. Во-вторых, падают закупочные цены на продукты первой необходимости, например, на крупы.
Очень пострадают города, особенно с крупными производствами.
Маленькие населенные пункты пострадают не так сильно. Из-за карантина, многие предприятия вынуждены приостановить свою работу, что приведет к убыткам. Получится так, что зарплаты людям платить надо, а доходов нет. Расходная часть остается, как и прежде, а доходная отсутствует.
Промышленные предприятия Украины попадают в ситуацию самоистребления.
Аграрные предприятия еще продолжают свое жалкое существование.
— По данным исследования Киевского международного института социологии, 62% граждан Украины выступают против закона о продаже земли, который активно продвигается командой президента Владимира Зеленского. А как Вы оцениваете данную инициативу?
— Попытки руководства страны провести закон о продаже земли создали специфическую ситуацию. Люди в панике бегут избавляться от своих паев. Земли не обрабатываются, аграрная инфраструктура разрушается.
Только из-за принятия этого закона Украина лишится 20–30% пахотной земли. Это значит, что к концу года мы потеряем около 30% всего сельскохозяйственного производства.
Паническое состояние аграриев приведет к тому, что многие земли вообще окажутся необработанными. Трудно представить, какой объем прибыли страна недополучит в этом году.
Обработка полей, которые порваны на отдельные паи как шахматная доска, будет очень затратной. У техники, которая станет объезжать отдельные участки, окажется двойной расход топлива, перерасход семян, удобрений.
Можно ожидать взаимного уничтожения посевов: на одном поле сеют пшеницу, на другом, соседнем, — кукурузу. При обработке от вредителей будут использоваться разные химикаты, вредные для второй культуры. Это и есть взаимное уничтожение посевов. Причина — полный бардак в аграрном секторе.
— А за счет чего сегодня зарабатывает Украина? Какая отрасль в стране является ведущей?
— Промышленность в стране практически не работает. Сельское хозяйство — один из наиболее важных для Украины секторов экономики. Но действия нынешней власти добьют и его. Занимаются этим такие аферисты, как [бывший премьер-министр Арсений] Яценюк. Он во время премьерства ввел налог на номинальную стоимость. Произошло повышение финансовой оценки земли, за счет чего резко возросла арендная плата. Доходность производителей упала более чем на 60%. При рентабельности в 10–20% аграрный сектор жить не может, а тем более развиваться.
Все вышесказанное привело к тому, что в этом году количество проданной сельскохозяйственной продукции составляет ноль. Многие производители понесли прямые убытки. Боюсь, следующий год добьет сельское хозяйство.
Есть и позитивная сторона роста курса доллара, как это ни странно. Сегодня экономика Украины сырьевая и экспортно-ориентированная. Это глоток воздуха для бюджета. Цены на международном рынке — в долларах, а соответственно, гривневые отчисления в бюджет возрастут. Это улучшает бюджетные показатели. Но за счет падения производства и как следствие сбора налогов. Ситуация не улучшится, а будет ухудшаться и дальше.
На европейских рынках сельхозпродукции пока наблюдается стабильность, что очень важно для Украины как для аграрной страны. Промышленное производство будет сокращаться по всему миру. Уже сегодня европейские производители Opel, Peugeot и Renault закрывают свои заводы. Они несут убытки и пытаются таким образом избежать банкротства.
Это не может не сказаться и на экономике Украины. Спрос на промышленные товары будет падать во всем мире. У нас не так много групп товаров, которые пользуются спросом на мировом рынке. Единственное, на что сохранится спрос, это продукция аграрного сектора. Цены на нее в ближайшее время падать не будут. Думаю, последует рост цен на подсолнечное масло и пшеницу, особенно на ее твердые сорта, которые используются при производстве макаронных изделий. На них будет сохраняться высокий спрос в Европе и на Украине. Но дальше экономику ждет стагнация.
— А как экономическая ситуация в стране видится простым гражданам?
— Простые граждане просто плывут по течению. Люди совершенно не ориентируются в процессах вокруг себя. Поэтому и возникают такие ситуации, как в Новых Санжарах.
Некоторые блогеры называют Украину «Новой Санжарией». Ими подразумевается, что психика людей деформирована до той степени, когда ненавидят граждан собственной национальности.
В Украине включена и работает идеологическая машина Запада. Она довела людей до того, что они ненавидят друг друга. На это больно смотреть.
Для человека воспитанного, с четкими ориентирами еще советской морали, с понятиями чести и достоинства, это выглядит дико. Но новой генерацией такие эксцессы воспринимаются как норма поведения. Мы с вами понимаем, что это из разряда нечеловеческого.
Моих соплеменников довели до состояния неандертальцев. Результат работы украинских и западных СМИ.
Россия при этом не пытается вкладывать украинцам в головы общечеловеческие ценности. Братские народы должны помогать друг другу. Необходимо восстановить добрососедские отношения между странами. Неприятно видеть, когда некоторые российские деятели рассуждают о том, что им не нужна Украина с ее проблемами. Сами, мол, разберитесь с ними. Это эгоистичная и бесперспективная позиция.
Наша страна стала жертвой агрессивной западной идеологии. Нет гарантий, что подобная участь не ждет Россию и Беларусь.
То, что происходит с Украиной, — не внутренние процессы, а навязанные извне. Это и называется гибридной войной. Ее задача — изменить ментальность и психологическую модель поведения человека. Для этого используют информационные технологии.