Электронные визы в Калининградскую область России за два с лишним месяца действия упрощенного визового режима получили более 40 тысяч человек. Это вчетверо больше, чем ожидалось, что делает электронные визы и популярность Калининграда у европейцев феноменом, который обсуждают во всей Прибалтике. О первых результатах данного нововведения, перспективах его реализации, последствиях введения электронных виз для российского эксклава и его жителей аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с генеральным директором «Корпорации развития Калининградской области» Андреем ТОЛМАЧЕВЫМ.
— Г-н Толмачев, с 1 июля этого года для граждан 53 стран были введены электронные визы при посещении Калининградской области. Можно ли уже подвести первые итоги?
— Насколько я помню, согласно данным статистики, есть порядка 40 тысяч заявлений на оформление электронной визы, зафиксировано около 30 тысяч пересечений границы по ним на начало сентября.
Мы уже демонстрируем показатели, которые рассчитывали получить в течение года.
— Жители каких стран в основном приезжают в Калининградскую область?
— География достаточно широка. Но лидерами все-таки являются наши соседи: Литва, Польша и Германия. Также активно включились в этот процесс Латвия и Эстония. Это те интересанты, которые могут себе позволить перемещение автомобильным транспортом, пользуясь электронной визой.
— Большое количество иностранных граждан, приехавших в Калининградскую область по электронной визе, привело к сложностям с пропускной способностью на границе. Как эти проблемы будут решаться?
— Я знаю, что эта проблема решается. Есть заинтересованность всех исполнительных органов власти — как федеральных, так и региональных. Собираются рабочие столы, на которых вырабатываются решения по улучшению транзитного состояния пограничных пропусков и упрощения процедур перемещения иностранных граждан на территорию Калининградской области.
— Возможна ли в перспективе дальнейшая либерализация процесса перемещения иностранцев на территорию нашего региона?
— Мы не считаем, что сейчас он является сложным. Напротив, он достаточно прост для иностранного гражданина, который заходит на сайт Министерства иностранных дел, заполняет анкету, получает одобрение и без уплаты консульского сбора посещает территорию Калининградской области. Мы не заметили каких-либо сложностей с этим.
Но при этом необходима значительная информационная кампания, и нужно больше информировать людей о существовании такого удобного, комфортного и безвозмездного в отношении уплаты консульского сбора режима.
— Ряд литовских СМИ отреагировал на введение электронных виз выпуском статей негативного характера, посвященных Калининградской области. Это продуманная стратегия по ухудшению имиджа региона или реальная констатация фактов о самом западном субъекте России?
— Я, наверное, не на том уровне нахожусь, чтобы комментировать политические вопросы. Я могу наблюдать перемещение бизнесменов, своих друзей, товарищей и партнеров.
Опыт моего общения с ними позволяет заявить, что никаких проблем у нас нет, перемещение простое, и все заинтересованы развивать бизнес на территории Российской Федерации, локализуясь, к примеру, в Калининградской области.
— Есть ли какой-то контроль за обратной связью людей, посещающих Калининградскую область по электронным визам?
— Благодаря новым информационным технологиям такой учет ведется. Есть и отдельные инициативы муниципальных образований.
К примеру, когда приехавшие иностранные граждане могут оставить пожелания, комментарии и предложения по улучшению территории. Муниципальными властями эта работа внедряется, и она реализуется.
— Есть ли уже первые данные о впечатлениях иностранцев?
— Как оказалось, у нас прекрасный регион, прекрасные муниципальные образования и, что главное, у нас очень доброжелательное и гостеприимное население. А мы считаем, что человеческий фактор — самый важный.
— Планируются ли какие-либо крупные инфраструктурные проекты в муниципальных образованиях Калининградской области в связи появлением нового режима пересечения границы?
— Планируются проекты по отдельной совокупности муниципальных образований. Мы напрямую говорим о развитии востока региона. Поэтому у нас много инвестиционных программ, консолидирующихся на развитии данной территории.
Есть также крупный проект, который мы обозначили как «Большое побережье».
Он ориентирован на развитие прибрежных муниципальных образований: Зеленоградского, Светлогорского, Балтийского, Янтарного. Поэтому там идут работы в отношении инфраструктуры, выделения земельных ресурсов для того, чтобы инвесторы заходили в наиболее комфортные условия и в меньшей степени страдали от необходимости каких-то глобальных затрат на инфраструктурные подключения.
Есть и другие проекты, реализацию которых уже можно увидеть. Например, «Сердце города» и «Музейный квартал». Это интересные и масштабные проекты, которые в большой степени направлены на развитие туризма и показ возможностей Калининграда для иностранных гостей, пользующихся режимом практически безвизового посещения.
— Вы заявили о планирующемся развитии востока Калининградской области. Данная территория с социально-экономической точки зрения является депрессивной. Почувствуют ли простые жители этих муниципалитетов какие-то позитивные перемены в связи с введением нового режима?
— Я не согласен с Вашим утверждением о депрессивности. Все муниципальные образования — разные. Депрессивность не является экономическим критерием или категорией. Каждый развивается по своей стратегии.
Кто-то развивается в силу своего географического преимущества в виде прибрежной полосы. Кто-то имеет большой потенциал развития в отношении транзитных потоков, наличия железнодорожной колеи и инвестиций нашей «Корпорации развития Калининградской области».
К примеру, мы обустраиваем индустриальный парк «Черняховск».
Есть муниципальные образования, которые с учетом масштабов территории сельскохозяйственного значения могут предлагать инвесторам размещение. Так, в Озерском районе происходит сельскохозяйственное развитие.
Наша задача — найти эти точки и возможности реализации любой инвестиционной деятельности на этих территориях.
— Какие сферы экономики наиболее интересуют иностранных инвесторов в Калининградской области?
— Достаточно много программ по импортозамещению в сельском хозяйстве. С учетом старта Особой экономической зоны имеется большой интерес к развитию инновационных технологий и систем. Есть также ряд креативных индустрий в сфере реализации услуг архитектуры и дизайна.
Один из примеров — мастер-план по концепции развития острова «Октябрьский», который был сделан с приглашением иностранных архитекторов и дизайнеров.
У нас привлекательное географическое положение, и с учетом специфики нашей экономики, заключающейся в широкой диверсификации различных видов экономической деятельности, мы рады любому инвестору.