Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в очередной раз пожаловался на «бремя содержания» СПГ-терминала в Клайпеде и пообещал облегчить эту ношу для налогоплательщиков. Так глава правительства отреагировал на жалобу компании Achemos grupe против Министерства энергетики Литвы. Крупнейший потребитель продукции регазификационной установки Independence выступает против схем содержания СПГ-терминала, давая понять, что «энергетическая независимость» Литвы имеет коррупционную составляющую.
Завод удобрений Achema взбунтовался против флагмана «энергетической независимости» Литвы в прошлом году. Именно ему приходится платить самый большой налог на содержание арендуемого терминала (гендиректор Рамунас Миляускас озвучивал цифру в 20 миллионов евро ежегодно). В результате растет себестоимость продукции, снижается ее конкурентоспособность.
За 2018 год Achemos grupe понесла убытки в размере 16,5 миллиона евро.
«Результаты концерна в наибольшей степени определила компания Achema, которая в прошлом году понесла убытки (28,9 миллиона евро) по причине неблагоприятных цен и больших налогов, применяемых к ней», — заявил глава-руководитель группы предприятий Миндаугас Декснис.
О каких «больших налогах» идет речь, гадать не нужно. В руководстве Achema открыто призывали снизить вклад компании в содержание СПГ-терминала. Правительство согласилось, но взамен требовало заключения долгосрочных контрактов на поставки сжиженного природного газа, от которых Achema открещивалась.
Переговоры между представителями концерна и министерством энергетики результатов не дали.
Кроме того, в прошлом году был изменен порядок государственной помощи СПГ-терминалу, который Achema оспаривает в Суде справедливости Евросоюза.
По словам адвоката Гинтараса Бальчюнаса, новая схема создает преференции для государственной компании Lietuvos energijos tiekimas (LET).
LET закупает газ у норвежского концерна Equinor, затем продает его производителям энергии, а разницу цен компенсирует государство. Причем компенсация выплачивается из тех средств, которые Achema отдает на содержание СПГ-терминала. В результате страдает не только завод удобрений, но и независимые газовые трейдеры, которые не выдерживают конкуренцию с LET.
Такую безрадостную картину рисует Гинтарас Бальчюнас, подтверждая логичное предположение многих экспертов:
Безумные проекты «энергетической независимости» в Литве имеют вполне рациональную коррупционную составляющую.
Новые претензии Achemos grupe к министерству энергетики связаны с реорганизацией оператора СПГ-терминала Klaipėdos nafta (KN). В руководстве концерна считают этот процесс незаконным.
«Во время реорганизации акционеры должны быть осведомлены о том, какие активы выделяются и какова их стоимость, как они будут переданы, как активы оценивались и так далее, — утверждает гендиректор Achemos grupe Миндаугас Дякснис. — В связи с тем, что Министерство энергетики Литвы и KN не предоставили акционерам подобную информацию, обстоятельства и обоснованность оценки активов не известны».
Свои аргументы концерн изложил в письме, которое получили президент Литвы Гитанас Науседа, премьер-министр Саулюс Сквернялис, председатель Сейма Викторас Пранцкетис и даже представители Европейской комиссии.
Сквернялис сделал по этому поводу довольно неожиданное заявление: выразил надежду на то, что, несмотря на разногласия между Achemos grupe и Минэнерго, налог на содержание СПГ-терминала в Клайпеде удастся снизить.
«Это предусмотрено в правительственной программе, и мы точно должны сделать так, чтобы бремя содержания терминала сократилось», — сказал премьер-министр Литвы.
Казалось бы, при чем здесь «бремя содержания»? Achemos grupe поднимает совершенно иной вопрос: Минэнерго не соблюдает литовское законодательство, проводит реорганизацию оператора СПГ-терминала с грубыми нарушениями. А Сквернялис отвечает: «Успокойтесь, мы снизим налоги».
Но в том-то и дело, что глава литовского правительства зрит в корень. Камнем преткновения остается схема содержания терминала в Клайпеде. Из-за нее Achemos grupe и «наезжает» на министерство энергетики.
Конфликт вполне закономерный: трудно делить коррупционную ленту, когда проект приносит одни убытки.
По иронии судьбы, свою знаменитую фразу о «ноше для налогоплательщиков» Сквернялис в видоизмененной форме повторил в тот момент, когда СПГ-терминал принял невиданные доселе объемы грузов. В июне он регазифицировал и передал в систему почти в три раза больше газа, чем за аналогичный период прошлого года.
По словам главы службы СПГ компании Klaipedos nafta Арунаса Молиса, сжиженный природный газ уже несколько месяцев конкурирует с трубопроводным топливом, поэтому импортеры спешат извлечь из этого выгоду.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что в силу различных причин стоимость природного газа как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) достигла многолетнего минимума. Ключевую роль здесь играет стремительный рост предложения на мировом рынке СПГ, вызванный запуском новых мощностей по сжижению газа в США, России, Катаре, Австралии.
После обвала спотовых цен в Азии поставщики СПГ хлынули в Европу. Казалось бы, осуществилась мечта президента Трампа — американский газ начал наконец конкурировать с продукцией «Газпрома»!
Но хозяин Белого дома этому явно не рад, поскольку концепция энергетического доминирования США в Европе предполагает существенный рост цен на энергоносители.
Для удовлетворения аппетитов заокеанских производителей европейский рынок должен был «подтянуться» к азиатскому. Получилось наоборот, и излишки СПГ сейчас приходится распродавать по ценам, которые значительно ниже порога рентабельности. Но уже в скором времени конъюнктура может измениться.
«Известно, что азиатский рынок сохраняет стойкую нефтезависимость: 80% газа поступает по долгосрочным контрактам с нефтяной индексацией, а потому спот совершает колебания вокруг этой цены, — пишет начальник Управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт» Сергей Комлев. — Ожидаемое большинством аналитиков подорожание нефти неизбежно повлечет за собой рост цен и долгосрочных контрактов на природный газ, а затем и цен на спотовый СПГ».
В любом случае, долго работать в убыток производители сжиженного природного газа не смогут.
Цены в Европе рано или поздно стабилизируются, а Литва вернется к тому, с чего начинала свою борьбу за «энергетическую независимость»: дорогостоящий СПГ, дешевая продукция «Газпрома» и незагруженный терминал в Клайпеде, из-за которого спорят Achemos grupe и Министерство энергетики.Сквернялис наверняка это понимает. Потому и не кормит соотечественников баснями, что «ноша для налогоплательщиков» вот-вот превратится в курицу, несущую золотые яйца.