×
Экономика Экономика

Латвия может стать «энерговоротами» Беларуси в Литву

Источник изображения: Newgrodno

В Литве обеспокоены активизацией торгово-экономического диалога между Латвией и Беларусью. Опасения Вильнюса продиктованы тем, что страны могут договориться о строительстве энергетического моста. Если данный проект будет реализован, то белорусской электроэнергии со строящейся в Островце «небезопасной» АЭС откроется дорога не только в саму Литву, но и на рынки Евросоюза. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, почему не работает прибалтийская солидарность и удастся ли Литве переубедить своего регионального союзника.

Глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас признал, что ограничить доступ белорусской электроэнергии на литовский рынок будет довольно сложно, поэтому в небольших количествах «вражеское электричество» может проникнуть в страну. Министр тут же поспешил принизить значимость проблемы, оценив привлекательность атомной электроэнергии соседей как низкую ввиду «ее неконкурентоспособности из-за высокой себестоимости».

Жигимантас Вайчюнас / Источник: bernardinai.ltЖигимантас Вайчюнас / Источник: bernardinai.lt

Заявление литовского чиновника интересно в том смысле, что впервые на официальном уровне был допущен такой сценарий. И это несмотря на последовательные шаги правительства по защите внутреннего рынка от строящейся в Беларуси АЭС (БелАЭС), которую Вильнюс официально признал угрозой национальной безопасности. Для этого в Литве в прошлом году был принят закон о защите национального энергетического рынка от электроэнергии «небезопасных АЭС третьих стран», который, в частности, запрещает использовать возможности гидроаккумуляции для хранения такой электроэнергии. 

Во исполнение закона тот же Вайчюнас подписал распоряжение о внесении поправок в правила использования электросетей, согласно которым БелАЭС запрещено использовать мощность Круонисской гидроэлектростанции.

Глава литовского энергетического ведомства также озвучил дальнейшие планы по техническому ограничению возможностей для попадания белорусской электроэнергии на местный рынок. По его словам, в 2020 году планируется демонтировать мощнейшую в Европе линию электропередачи в направлении Беларуси, что «станет четким сигналом Минску о серьезности намерений Литвы довести до конца начатое».

Строительство Белорусской АЭС в Островце / Источник: sputniknews.ltСтроительство Белорусской АЭС в Островце / Источник: sputniknews.lt

Прибалтийское государство связано со своим соседом пятью линиями электропередач, из которых основная и самая мощная рассчитана на 750 киловольт. Именно она могла бы обеспечивать переток электроэнергии с БелАЭС, однако ее литовские власти и планируют демонтировать в первую очередь. Оставшиеся же четыре ЛЭП (две — по 330 киловольт, две — по 110 киловольт) будут действовать до тех пор, пока Литва находится в общем энергетическом кольце БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва).

Так почему же при такой серьезной и основательной подготовке к ограничению поставок белорусской электроэнергии на местный рынок официальные власти Литвы всё же допускают возможность ее появления?

В Вильнюсе опасаются, что она может попасть в страну через соседнюю Латвию. Нервозности добавляет позиция официальной Риги, которая считает вопрос строительства АЭС в Островце внутренним делом Беларуси. Литовским властям никак не удается заручиться поддержкой соседей в вопросе бойкота белорусской электроэнергии.

СПГ-терминал Independence / Источник: sputniknews.comСПГ-терминал Independence / Источник: sputniknews.com

В Риге прагматично подходят к развитию энергетического диалога с Минском, во главу угла ставя собственную экономическую выгоду. К тому же как можно выступать единым фронтом с государством, которое зарекомендовало себя ненадежным и безответственным партнером? Достаточно вспомнить, как Литва обманула Латвию со строительством СПГ‑терминала, а сегодня без зазрения совести пытается навязать ей издержки по содержанию этого же нерентабельного терминала Independence.

К тому же Вильнюс вот уже который год подряд продолжает недружественную по отношению к Латвии экономическую политику, осуществляя железнодорожную блокаду латвийских портов. В прошлом году Еврокомиссия наказала Литву крупным штрафом в размере 30 млн евро за разбор подконтрольной государству компанией «Литовские железные дороги» единственной кратчайшей железнодорожной ветки из Литвы в Латвию (Бутинге — Ренге). Теперь литовцы обязаны восстановить пути, но совсем не спешат это делать. В этой связи рассчитывать на прибалтийскую солидарность латышей в решении собственных вопросов не приходится.

О том, что энергетическое взаимодействие между Латвией и Беларусью набирает обороты, свидетельствует и интенсивная челночная дипломатия глав МИД двух стран, а также активизация взаимодействия по линии Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Белорусским и латвийским энергетикам вполне под силу реализовать энергетическую смычку между двумя странами.

Вырабатываемое АЭС электричество (запуск первого реактора запланирован на 2019 год) вольется в единую энергосистему через вспомогательные линии, которые свяжут ее с подстанциями 330 киловольт «Молодечно», «Поставы», «Сморгонь», «Минск — Северная» и «Столбцы» (реконструкция под 330 киловольт). Затем электроэнергия может быть направлена по сетям в любом направлении, включая север, в сторону границы с Латвией. 

Ближайшая подстанция мощностью 330 киловольт находится под Полоцком на участке ЛЭП Полоцк — Игналинская АЭС. Не исключен и вариант прокладки новой высоковольтной линии, что, вероятно, будет дешевле реконструкции старых советских сетей. Тогда, скорее всего, она пойдет от Островца вдоль границы с Литвой в северном направлении к Латвии, через Поставский и Браславский районы Витебской области.

Таким образом, как только атомная генерация станет частью общего энергобаланса Беларуси, производимые ею электрические киловатты вольются в единый энергетический поток и отличить их происхождение будет уже невозможно.

Сегодня Беларусь занимает четвертое место в мире по стоимости киловатта для населения — 3,4 рубля (эквивалентно 4,5 евроцента). Для сравнения, Латвия находится на 26‑м месте со стоимостью 13,8 евроцента. Цифры говорят сами за себя. Разница в ценах более чем в три раза. 

Очевидно, что белорусы при формировании коммерческого предложения латышам будут отталкиваться от стоимости киловатт-часа на Североевропейской электроэнергетической бирже NordPool. В латвийском сегменте стоимость киловатт-часа в последние несколько месяцев текущего года колебалась выше 40 евроцентов. И это оптовая цена для Латвии.

Чтобы продавать конечным потребителям электроэнергию по 13,8 евроцента за киловатт, латвийское правительство должно субсидировать из бюджета почти половину ее стоимости.

Если сегодня это еще возможно за счет предыдущих европейских дотаций, то новая семилетняя финансовая перспектива (должна быть утверждена в 2020 году) в свете ужесточения Брюсселем бюджетной политики грозит обернуться серьезным урезанием европомощи.

Рига, диверсифицируя поставки электроэнергии, застрахует себя от будущих финансовых неприятностей, обеспечит стабильность и долгосрочность развития собственной экономики, а значит, благополучие граждан страны.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Андрей Конопляник: для Прибалтики «китайский выбор» в энергетике неизбежен
10 апреля 2018
Интервью с советником генерального директора ООО «Газпром экспорт», сопредседателем с российской стороны Рабочей группы 2 «Внутренние рынки» Консультативного совета Россия — ЕС по газу, профессором кафедры «Международный нефтегазовый бизнес» РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина Андреем Конопляником.
Литва демонтирует все линии электропередач, связывающие ее с Беларусью
11 апреля 2018
В Литве будут демонтированы все линии электропередач, связывающие национальную энергосистему с соседней Беларусью. Как заявил генеральный директор оператора электросетей Литвы Litgrid Дайвис Вирбицкас, это произойдет в рамках проекта отключения от БРЭЛЛ (единая энергосистемы Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы).
Владелец танкера Independence объяснил отсутствие на нём литовских работников
16 апреля 2018
Директор компании Hoegh LNG (сдает в аренду литовской компании Klaipėdos nafta танкер Independence для хранения СПГ) Миндаугас Петраускас заявил, что владельцем танкера является сингапурская компания, поэтому на нём не работают граждане Литвы.
Литва рассмотрит возможность выкупа терминала СПГ на средства ЕС
11 апреля 2018
Литовский министр энергетики Жигимантас Вайчюнас рассказал, что для выкупа судна-хранилища сжиженного природного газа (СПГ) Independence в Клайпеде после истечения договора на его аренду в 2024 году могут использоваться средства структурной помощи Евросоюза.
Новости партнёров