«Латвийская железная дорога» сообщила о грядущем увольнении полутора тысяч железнодорожников из-за потери российских грузов. Уход российского транзита оценивается властями республики в миллиард евро потерь ежегодно, и это не предел: российская Усть-Луга готовится отобрать у портов Прибалтики транзит минеральных удобрений вслед за углем и нефтью. Латвия начинает в полной мере ощущать последствия русофобской политики своего руководства.
«Латвийская железная дорога» до конца года уволит полторы тысячи человек, рассказала представитель Latvijas dzelzceļš Элла Петермане. Она подчеркивает, что это решение — вынужденное. Минувший год для транзитной и транспортной отрасли Латвии был крайне тяжелым: из-за экономической и политической ситуации в регионе произошло значительное сокращение перевозок. Чтобы выжить, «Латвийская железная дорога» вынуждена радикально сокращать расходы.
Чтобы стабилизировать предприятие, наряду со значительным сокращением затрат на обеспечение основной деятельности LDz до конца 2020 года планирует прекратить трудовые отношения примерно с 1500 работниками, поясняет председатель правления Latvijas dzelzceļš Марис Клейнбергс.
Чтобы понять масштаб сокращений, нужно иметь в виду, что сегодня на ЛЖД работают 6265 человек, если считать со всеми дочерними организациями — 9950.
То есть если «оптимизация расходов» затронет весь концерн компаний, связанных с ЛЖД, то будет уволен каждый седьмой, если только непосредственно железную дорогу — каждый четвертый.
В любом случае происходящее — это катастрофа «Латвийской железной дороги». Такая катастрофа, конечно, должна быть объяснена.
И здесь интересно, что среди причин катастрофы представительница ЛЖД упоминает политическую ситуацию в регионе. О какой политической ситуации в регионе идет речь, когда в Прибалтике нет ни войны, ни революций, ни этнических чисток?
Для ответа на вопрос посмотрим, какие последние политические новости приходили из Латвии. На следующий день после того, как «Латвийская железная дорога» анонсировала увольнение полутора тысяч сотрудников, Сейм Латвии принял резолюцию о 80-летии «советской оккупации» Латвии. В нем Россия признается виновницей Второй мировой войны наравне с Германией, Советский Союз уподобляется Третьему рейху как «равно преступный тоталитарный режим», непосредственной причиной Второй мировой называется Пакт Молотова — Риббентропа.
Центральная часть резолюции — требование к России «признать факт оккупации и незаконной аннексии Латвии, а также воздерживаться от политически мотивированного ревизионизма».
То есть от своего видения истории Второй мировой войны как войны с абсолютным злом нацизма, решающую роль в победе над которым сыграл Советский Союз.
После признания «исторической вины» СССР и России как его правопреемницы во всем и перед всеми неизбежно последуют требования материальных компенсаций за «советскую оккупацию» Латвии. Тут и к гадалке не ходи: такие требования всегда следовали после подобных резолюций на протяжении последних 30 лет.
Для Прибалтийских стран это совмещение приятного с полезным: выставить восточного соседа перед всем миром агрессором, монстром, абсолютным злом, таким же, как гитлеровская Германия, только хуже, а заодно безбедно жить на российских компенсациях за «оккупацию», сумму которых в Латвии и Литве оценивали в сотни миллиардов долларов.
Это и есть политическая ситуация в регионе, из-за которой из Прибалтики уходит российский транзит, «Латвийская железная дорога» находится в критическом положении и тысячи железнодорожников до конца года отправятся на биржу труда.
По мере того, как становилось ясно, что Россия не собирается признавать «советскую оккупацию» и не станет платить и каяться, политика Латвии и ее прибалтийских товарок становилась все более неадекватной и русофобской. Соответственно, у Москвы все больше укреплялось желание избавиться от всякой зависимости от этих стран и иметь возможность не вести с ними никаких дел.
Поэтому с начала века Россия начала строительство собственных портов на Балтике, а несколько лет назад российское руководство приняло политическое решение переориентировать на отечественные порты весь транзит на северо-западном направлении. Перед крупнейшими перевозчиками была поставлена стратегическая задача: ни один российский груз через несколько лет не должен транспортироваться через Прибалтику.
Последствия этого решения страны Балтии на себе уже ощутили.
Латвия от ухода российского транзита сейчас теряет миллиард евро в год.
Латвийские политики по этому поводу кусают локти и вспоминают, что когда-то Россия предлагала латышам стратегическое сотрудничество и масштабные инвестиции в инфраструктуру латвийских портов, но пещерные русофобы от этого отказались, увидев в российских инвестициях «экономическую реоккупацию» Латвии. Если Москва хочет давать нам деньги, пусть выплатит компенсации за «советскую оккупацию», а сапога русского оккупанта-инвестора на латышской земле нам не надо.
«Порт Усть-Луга в те времена по объему перевозок был не больше Лиепаи, а сейчас через него ежегодно проходит около 100 миллионов тонн грузов — больше, чем через все латвийские порты. В параллельной вселенной, если бы мы приняли это предложение, грузооборот в наших портах был бы вдвое выше», — говорит по этому поводу глава Комиссии Сейма по долгосрочному развитию Вячеслав Домбровский.
Теперь же грузооборот в латвийских портах будет все ниже и ниже, потому что российские порты растут день ото дня и заявляют намерение вскоре отобрать у Прибалтики последний российский транзит.
В частности, та же Усть-Луга объявила о постройке погрузочного комплекса для перевалки минеральных удобрений, который в ближайшие годы позволит забрать этот вид транзита из Прибалтики. К 2023 году планируется завершить строительство первой мощности нового морского терминала, после чего из Прибалтики можно будет забрать перевалку 23 миллионов тонн грузов.
Параллельно со строительством новых мощностей ведется работа по избавлению от юридических ограничений, которые все еще удерживают российских перевозчиков от ухода из Прибалтики в отечественную транзитную отрасль. Госдума рассматривает законопроект, который разрешит хранение агрохимикатов и пестицидов на территории портов, в непосредственной близости от береговой линии.
Сейчас Водный кодекс предписывает хранить агрохимикаты за 500 метров от моря, что превышает ширину большинства российских портов. После снятия этого ограничения у «Уралхима» и «Уралкалия» не будет причин сохранять за Прибалтикой часть своего транзита. Ведется работа и по упрощению таможенных процедур.
Еще несколько лет — и Латвия сполна заплатит за антироссийскую политику своего руководства, полностью потеряв отрасль, которая в лучшие годы давала ей пятую часть ВВП.Россия уже наказала Прибалтику рублем за ее русофобию. Но это не предел. Материальные потери будут идти год за годом — так, как должны были бы идти компенсации за «советскую оккупацию».