Санкции против России дают российской экономике стимул для роста, пишет ведущее деловое издание США The Wall Street Journal. Санкции делают Россию только сильнее как в экономическом, так и в политическом плане, и профессиональные русофобы вроде политиков стран Прибалтики, которые лоббировали самые болезненные меры против РФ, в конечном счете сработали в пользу Кремля.
«Проблема США состоит в том, что санкции (против России — прим. RuBaltic.Ru) не оказывают планировавшегося воздействия, учитывая последствия комбинации слабого рубля и высоких цен на нефть», — пишет американский ежедневник The Wall Street Journal в редакционной статье «Американские санкции дают неожиданный стимул российской экономике».
Деловое издание признает, что американские санкции стимулируют в России экономический рост и способствуют оживлению макроэкономической ситуации. Имеются в виду санкции не только против России, но и против Ирана. «Цена на нефть, главный экспортный продукт России, выросла почти на 14% с середины августа. Главным образом это происходит в результате возобновления санкций США в отношении Ирана, ограничивающих поставки нефти из этой страны», — пишет WSJ.
Это с одной стороны.
С другой стороны, падение рубля, который слабеет по отношению к доллару с каждым новым пакетом санкций против России, в конечном счете оборачивается в пользу России.
Во-первых, доллары, получаемые от продажи российской нефти, в России переводятся в рубли, и растущий курс доллара еще более увеличивает доходы российской экономики от «нефтянки».
Во-вторых, дорогая валюта усиливает позиции российских производителей. Импорт, покупаемый за евро и доллары, дорожает, поэтому россиянам становится выгоднее покупать отечественную продукцию. Продавать за валюту тоже становится выгоднее, поэтому российский экспорт растет.
В-третьих, санкции помогают России снизить уровень внешнего долга. Российский частный и государственный долг, принадлежащий иностранным инвесторам, снижается с 2016 года, тогда как профицит текущего счета России, показатель ее операций с остальным миром, вырос до 18,3 миллиарда долларов в марте этого года по сравнению с 14,6 миллиарда в предыдущем квартале.
Из всех этих фактов Wall Street Journal делает парадоксальный вывод.
Все попытки Запада нанести болезненный удар по российской экономике, чтобы заставить российское руководство изменить свою внешнюю политику, не только не достигли поставленной цели, но и стали важным фактором экономического роста.
Этот вывод WSJ подтверждается оценками международных экспертных центров в области экономики.
«Россия впечатляюще адаптировалась к снижению цен на нефть и санкциям», — говорится в коммюнике финансового исследовательского агентства CreditSights. — Суверенный долг остается на разумно низком уровне, а объем внешних обязательств теперь существенно снизился».
По данным французской финансовой группы Societe Generale, санкции помогают России снизить уровень ее внешнего долга в момент его роста для правительства и компаний. Это происходит как из-за падения рубля, не позволяющего эмитентам принять долг в долларах, так и из-за опасений, что США введут санкции на торговлю долларовым долгом РФ.
«Высокие цены на нефть и слабый рубль гораздо выгоднее для России, потому что с точки зрения бюджета это двойной плюс», — говорит управляющий портфелем долговых обязательств развивающихся рынков Aberdeen Standard Investments Виктор Шабо.
Так что санкции не убили Россию, а сделали ее сильнее. Ни одна задача санкционной политики Запада не достигнута. Пересмотра российской внешней политики не произошло, а экономика России не «разорвана в клочья». Наоборот, благодаря санкциям она растет.
Получается, Россия может быть даже признательна тем профессиональным русофобам, которые все эти годы планировали введение против ее экономики ограничительных мер.
В том числе она должна быть благодарна странам Прибалтики, которые были самыми большими энтузиастами санкций в Европейском союзе и ради того, чтобы нанести России ущерб, шли на потери для собственных экономик.
Прибалтике теперь должны сказать большое спасибо работники тех отраслей, которые поднялись в последние годы благодаря «войне санкций».
Во-первых, владельцы, акционеры и сотрудники морских портов Северо-Запада России, у которых благодаря Литве, Латвии и Эстонии рекордно вырос грузооборот. Антироссийская политика стран Балтии к 2016 году привела российское руководство к принципиальному решению перестать поддерживать эту политику рублем. На государственном уровне была поставлена задача: к 2020 году ни один российский груз не должен идти через порты стран Балтии.
В результате грузооборот портов Прибалтики неуклонно снижается, а грузооборот портов России на Балтике стабильно растет.
Грузооборот одой Усть-Луги с 2012 года вырос более чем в два раза: с 46,8 до 103,3 миллиона тонн. Порты Риги и Таллина за этот же период теряли до четверти грузооборота в год.
Российские сельхозпроизводители тоже могут в ноги поклониться прибалтийским политикам за развязывание ими «санкционной войны» между ЕС и Россией. За четыре года российского продовольственного эмбарго доля отечественных производителей на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукций значительно расширилась, и продовольственный сектор России так укрепился, что начал завоевывать зарубежные рынки.
Усиление российских производителей происходит за счет ослабления традиционных торговых партнеров России, включая прибалтийских экспортеров, по котором политика санкций нанесла тяжелейший удар, вытеснив их с российского рынка.
Запрет шпрот из Латвии и Эстонии привел к строительству в РФ новых рыбоконсервных заводов. Освободившаяся ниша прибалтийской мясомолочной продукции на российских прилавках была заполнена отечественными аналогами.
Схожая ситуация в сфере услуг. Популярность Прибалтики у российских туристов за последние годы снизилась вдвое. За эти же годы в той же степени вырос туристический поток россиян в Калининградскую область.
Прибалтийские политики либо агенты Кремля, либо латентные «ватники», которые втайне любят Россию, либо такие идиоты, что даже на конкурсе идиотов они занимают второе место, потому что идиоты.
Их антироссийская политика в конечном счете оказывается во вред собственным гражданам и на пользу как отдельным группам населения внутри РФ, так и России в целом.
На самом деле, конечно, наиболее вероятен третий вариант. Едва ли деятели из Литвы, Латвии и Эстонии работают на благо России сознательно. Но так или иначе, а получается, что работают. И за это всем в России, кто выиграл от этой очень странной политики, стоит сказать «элитам» Прибалтики большое человеческое спасибо.