Вслед за «поездом четырех столиц» между Украиной и странами Балтии Украина и Литва запустили маршрут контейнерных перевозок между Киевом и Клайпедой. Имеет ли этот проект смысл и существует ли экономическая основа у отношений Прибалтики с Украиной, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ.
— Г-н Межевич, 9 июля был официально открыт маршрут регулярных контейнерных грузовых перевозок по железной дороге из Клайпеды в Киев. В будущем его планируют продлить до Одессы. Каковы перспективы проекта?
— Небольшой рынок для перевозок по маршруту Балтика — Черное море есть, но нужно уточнить сразу несколько вещей. Главное: кто и что будет возить?
Наличие мощных транспортных коридоров предполагает, что есть некие страны-производители, которые готовы быть и покупателями, и наоборот. Например, классический вариант перевозки в направлении Восток — Запад: из Китая в Европу и наоборот.
При всех существующих сложностях, о которых китайские товарищи постоянно говорят, в том числе и нам, наблюдается поток и туда, и обратно. Иными словами, контейнеры едут полными в обе стороны.
Здесь же кто является сверхпроизводителем какого-либо уникального сырья или ресурса, которое можно было бы в большом количестве отправлять из Клайпеды через Беларусь на Украину: в порт Одессы или Ильичевска (ныне Черноморск — прим. RuBaltic.Ru) и наоборот? Это вопрос достаточно серьезный.
Я необходимости в специальном регулярном поезде не вижу.
Разовые перевозки, условно говоря, в этом месяце — первого, пятого и двадцать четвертого числа, в следующем месяце — еще два-три дня. Но это никак несопоставимо ни по статусу, ни по характеру с перевозками в направлении Китай — Европа, идущими через Россию, которая выступает в роли, как это ни смешно, транзитной страны.
Всегда возникает вопрос: чем загружать?
Если загружать китайскими грузами, то непонятно, зачем поставлять контейнеры из Китая в Клайпеду, а потом везти их в Одессу, или наоборот.
Ведь контейнеры можно довезти до Санкт-Петербурга и производить развоз груза уже другим видом транспорта — тем же морским, небольшими контейнеровозами по региону Балтийского моря.
Второй вариант — доставить грузы в Новороссийск и оттуда произвести развоз по всем странам Причерноморья и, более того, по государствам Средиземноморского бассейна.
Если даже исключить Россию из анализа, давайте вспомним гигантские китайские вложения, осуществленные в Пирей (порт в Греции — прим. RuBaltic.Ru).
Кроме того, также планируется осуществить вложения на территории Италии: Китай станет крупнейшим инвестором в транзитно-транспортную сферу этой страны.
Это то, что нужно знать для понимания этой инициативы. И вообще, когда говорится, что бизнес и политика — вещи взаимосвязанные, никто и не спорит. Но важно учитывать, что когда в экономический проект встраивается как самоцель политическая задача, в результате не будет ни нормальной экономики, ни нормальной политики.
— Но по задумке проекта предполагается, что контейнеры из Литвы будут поставлять в столицу Украины бумагу, удобрения, бытовую химию и прочие товары…
— Основной товарооборот между Киевом и Вильнюсом лежит в сфере идеологической пропаганды в отношении России, выбора европейского пути, ценностей и прочих не совсем свежих сюжетов.
Должна быть взаимная дополняемость экономик, предполагающих серьезные транзитные потоки, а ее нет.
Чем торгуют Китай и Европа — понятно, чем торгует Россия с Китаем — тоже. Кому-то может не нравиться наша заостренность экспорта на Восток, но это факт. Это как раз та самая взаимная дополняемость.
Что будет здесь, я не знаю. Не понимаю, о какой бумаге идет речь.
Что же касается удобрений, то для транспортировки белорусских калийных удобрений на Украину Клайпеда не нужна, и Одесса тут тоже ни при чем, поскольку есть совсем иные маршруты. Причем они действующие и не политизированные.
— Литва в годы президентства Дали Грибаускайте была, пожалуй, главным адвокатом Украины в ЕС. Не было ли за этим больше прагматического расчета со стороны Вильнюса, решившего использовать это как механизм экономической экспансии?
— Хороший вопрос. Думаю, что здесь все-таки принцип: политика прежде всего, а экономика потом.
Дело в том, что если посмотреть на структуру народного хозяйства Литвы и Украины, то можно увидеть множество довольно близких или похожих кластеров. Главным образом сельскохозяйственное производство.
Я слабо представляю смысл транспортировки украинской свинины в Литву или литовской на Украину.
Кроме того, данные страны вместе прошли период деиндустриализации.
— Какова позиция Беларуси в данном проекте?
— Я думаю, что Беларуси посредничество интересно. Но Литва и Украина готовы довольствоваться политическими декларациями: Москву позлить, Европе погрозить пальчиком.
Минску же интересны реальные экономические результаты.
Продолжение следует