Сокращение финансирования Литвы из структурных фондов ЕС неизбежно приведет к «шоковой терапии» бюджета, заявили министры литовского правительства на совещании у президента Гитанаса Науседы. Тем самым литовская власть признала фундаментальную зависимость Литвы от дотаций ЕС. Очень ценное признание, учитывая рассказы этой же власти о невероятно прогрессивной и успешной Литве, экономика которой — одна из самых быстро растущих в Европе. Оказалось, что без внешних подачек «история успеха» Литвы сразу превратится в тыкву.
Европа медленно, но верно доводит Литву до паники своим неумолимым решением урезать дотации Восточной Европе. Логика западноевропейских «стран-доноров» проста и понятна. За 15 лет членства в Евросоюзе «Новая Европа» получила более чем достаточно для преодоления отставания от немцев, французов и скандинавов. Пусть теперь сами зарабатывают себе на жизнь.
Казалось бы, такая логика должна полностью удовлетворять неофитов «Единой Европы». Они же из года в год рассказывают о потрясающей успешности своего «европейского выбора», все новых и новых достижениях на ниве европейской интеграции. И экономика у них растет быстрее, чем в среднем по ЕС, и вообще — будущее Европы за ними, а не за западноевропейскими стариками. Так зачем им в таком случае брюссельские «пособия для бедных»?
Но не тут-то было.
Та же Литва вместо мудрого согласия с тем, что она уже взрослая и самостоятельная, скандалит, колотит посуду и требует от союзников по ЕС продолжения брюссельской «халявы».
В прошлом году литовское руководство решительно возмутилось инициативой тогдашней страны — председателя ЕС Финляндии сократить на 27% финансирование Литвы из структурных фондов Евросоюза.
«Согласно предложению страны — председателя Совета ЕС, предназначенные для Литвы средства в рамках политики сплочения сокращаются на 27% по сравнению с нынешней финансовой программой, а прямые сельскохозяйственные выплаты остаются в три раза ниже, чем в некоторых других государствах ЕС. Поэтому цель Литвы и других стран-единомышленников — добиваться справедливого и сбалансированного бюджета Евросоюза», — говорил президент Литвы Гитанас Науседа.
Протест официального Вильнюса ни к чему не привел. В нынешнем проекте нового семилетнего бюджета ЕС все так же заложено сокращение финансирования Литвы в рамках политики сплочения (cohesion policy или политика смычки) на 27%.
Этот проект бюджета будет рассматриваться на ближайшем саммите лидеров стран ЕС в конце февраля.
Вероятность одобрения экономной (то есть экономящей на Восточной Европе) финансовой перспективы на 2021–2027 годы очень высока, если учесть, что одновременно с новым семилетним бюджетом лидеры ЕС будут обсуждать «брексит» и потерю одного из главных «доноров» европейской интеграции — Великобритании.
Накануне этой зловещей встречи в резиденции президента Литвы прошло кризисное совещание о том, что теперь будет с Родиной и с нами.
«Факт, что многие проекты, действительно очень прогрессивные проекты финансируются из этого источника средств (фондов смычки). Конечно, следует искать альтернативы, план Б для финансирования инвестиций в рост благосостояния нашей страны. В любом случае, какие бы решения ни были найдены, рост литовской экономики будет более медленным», — заявил после этого «совета в Филях» министр финансов Литвы Вилюс Шапока.
Глава Минфина обеспокоен тем, что сокращение европейского финансирования может загнать Литву в «ловушку среднего дохода».
Аналитический портал RuBaltic.Ru неоднократно писал об этой стратегической для Прибалтийских республик проблеме. Ловушка среднего дохода — это ситуация, когда страна достигает определенного уровня развития, не может «пробить» этот уровень и развиваться дальше, в результате чего рост сменяется стагнацией, а затем и упадком. Доходы населения в такой стране относительно высокие, чтобы богатые страны-экспортеры могли сбывать ее жителям свою продукцию, и относительно низкие, чтобы бизнес не переносил рабочие места в страны с более дешевой рабочей силой.
С ловушкой среднего дохода сталкивались многие растущие экономики. Они решали эту проблему за счет перехода к инновационной экономике с высокой добавленной стоимостью и высокой заработной платой для уникальных специалистов, которые производят уникальную продукцию.
Официальные лица Литвы много лет кичатся, что их страна уже перешла к такой экономике.
Откуда в таком случае взялась ловушка среднего дохода, и почему для спасения из нее Литве не обойтись без дотаций ЕС?
Если страна на пороге 30-летнего юбилея своей «второй независимости» не может решать стратегические вопросы собственного развития без внешнего дотирования, это само по себе много говорит о ее экономике, управленческих кадрах и перспективах.
Еще больше о Литве говорит выступление ее министра иностранных дел Линаса Линкявичюса, в словах которого о последствиях сокращения дотаций Вильнюсу слышны алармистские нотки.
«Мы выступаем за равные возможности и хотим избежать шоковой терапии нашего национального бюджета, если говорить о смычке в особенности», — сказал Линкявичюс.
То есть последствия потери дотаций ЕС предполагают ни много ни мало коллапс национальной экономики, из которого Литва будет вынуждена выбираться посредством шоковой терапии, как после коллапса социализма и распада СССР в начале 1990-х годов.
Здесь остается только спросить литовских правителей: какую такую «успешную» и «прогрессивную» экономику вы построили за эти 30 лет, если без внешней подпитки ваш «балтийский тигр» нежизнеспособен?
Или даже более обще: что у вас за страна такая, если она в любой своей ипостаси не выживает без «искусственного дыхания» извне? Советская Литва развивалась за счет дотаций из союзного Центра. Литва 1990-х строила рыночную экономику на займах МВФ и других международных кредиторов. Литва после вступления в ЕС живет на траншах из структурных фондов Брюсселя.