К Еврозоне приближается очередной экономический кризис. На прошлой неделе европейский фондовый рынок уже потерял часть капитализации в объеме 430 млрд евро, что эквивалентно одиннадцати с половиной ВВП Литвы, планирующей запрыгнуть на тонущий корабль европейской валюты, погружающийся под воду уже на протяжении шести лет. На этом фоне Великобритания начинает заигрывать со своими партнерами, обещая референдум о выходе из Евросоюза, а следующий потенциальный президент Франции вплотную занята разработкой системы возвращения национальной валюты. Будущее единой семьи европейских народов становится все более туманным.
Еврозона сегодня
Не так давно главным двоечником еврозоны была Греция. Страна мифов, не гнушавшаяся махинаций с финансовой статистикой, создала легенду о собственной экономической стабильности. Реальность, однако, оказалось несколько отличной от липовых финансовых отчетов правительства Йоргоса Папандреу, и в 2010 году греческая экономика начала молниеносно разваливаться. Главными причинами экономического краха Греции стали чрезмерная зависимость от туризма, а также эхо мирового финансового кризиса 2007 года, все-таки сумевшее долететь до берегов Средиземного моря. Позже ряды депрессивных европейских экономик пополнили более крупные Италия, Испания и Португалия. В 2012 году на рынках были опасения, что у южных фискально недисциплинированных стран попросту закончатся деньги, и будет объявлен дефолт.
Причиной кризиса, в котором сегодня находится ЕС и страны зоны евро, как раз и стала идея более тесной интеграции и федерализации Европейского союза. Прикрываясь идеей «Соединенных штатов Европы», члены валютного союза, неспособные контролировать собственные расходы, получали необоснованно широкий доступ к внешнему финансированию. Это позволяло популистским правительствам в своих попытках удержаться у власти без угрызения совести наращивать внешний долг, закручивая тем самым всю еврозону в спираль перманентного долгового кризиса.
Первой пробоиной в борту корабля единой европейской валюты стал прием в еврозону Греции в 2001 году, продиктованный исключительно политическими мотивами и не имеющий под собой достаточных экономических оснований. Как оказалось, Маастрихтские критерии - те самые, на которых и основывалась экономическая система Евросоюза, и выполнение которых, якобы, должно свидетельствовать о финансовой зрелости государства - на деле оказались не способны выполнить свою основную задачу: обеспечить устранение разрыва в уровнях инфляции между участниками зоны евро.
Когда снижение цен не радует
Если раньше угрозу европейской макроэкономической стабильности представляли страны с повышенной инфляцией, страдающие от снижения своей конкурентоспособности и сокращения базы для роста, то сегодня над еврозоной нависла угроза дефляционного риска, что может вызвать долгосрочную остановку экономического роста.
Рекордно низкая инфляция связана со снижением стоимости на энергоносители и усилением евро, что заставляет европейские компании снижать цены и повышать зарплаты, чтобы хоть как-то конкурировать друг с другом.
По прогнозам рейтингового агентства Fitch, темпы инфляции в еврозоне упадут до -1% в 2015 и 2016 годах, после чего смогут подняться до 0%. В свою очередь это вызовет падение роста ВВП до 0% в 2015 и 2016 годах. Впоследствии рост экономики еврозоны будет восстанавливаться со скоростью 1% в год. Безработица вырастет до 12%. Процентные ставки останутся рекордно низкими, а доходность 10-летних облигаций окажется на уровне 1%.
Эндрю Робертс, представитель Королевского Банка Шотландии
«Мы в Европе приближаемся к эндшпилю. Если до конца этого года или в начале следующего не будет запущена программа реального количественного смягчения и не начнется рефляция, о последствиях будет страшно даже подумать. Европейский ЦБ должен предпринять радикальные меры».
Эдвард Паркер, глава отдела суверенных рейтингов региона EMEA, агентство Fitch Ratings
«Низкая инфляция в странах еврозоны не может полностью объясняться временными факторами. Она отражает слабость экономики с низким спросом, значительным спадом производства, высоким уровнем безработицы и долгового бремени, а также слабыми перспективами экономического роста».
При негативном шоковом сценарии развития событий дефляция в Еврозоне может протекать в «японском стиле». Так, с 1991 по 2000 год, экономика Страны восходящего солнца полностью остановилась, что в последствии было названо «потерянным десятилетием». Аналогичная эпоха застоя сегодня подошла вплотную и к странам еврозоны.
Экономические проблемы Европы, в том числе и простимулированные санкционным противостоянием с Россией, сильно обостряются внешнеполитическим контекстом. Кризис на Украине, референдум в Шотландии и аналогичное желание Каталонии и Венеции способствуют бегству капитала, все быстрее и напористее толкая еврозону в дефляционную ловушку.
Конфликт в европейской семье
Ухудшение экономической ситуации сильно обострило отношения между двумя флагманами европейского корабля - Германией и Францией. И хотя программа количественного смягчения со стороны ЕЦБ, возможно, могла бы несколько оживить еврозону, Бундесбанк продолжает ворчать, утверждая, что количественное смягчение является нарушением правил Евросоюза о монетизации долга - нельзя финансировать обязательства правительств при помощи печатного станка.
Главным виновником раздражения Германии, несколько подуставшей единолично финансировать «проект европейской мечты», на этот раз стала вторая по величине экономика европейского блока. Так, немецкая политическая и бизнес элита убеждена, что самая большая угроза для зоны единой европейской валюты сегодня исходит со стороны Франции. По данным социологического опроса, проведенного Институтом демоскопии в Алленсбахе (IfD) среди 500 топ-менеджеров и политиков Германии, 76% респондентов считают ухудшение основных социально-экономических показателей в стране президента Оланда основным фактором риска европейской монетарной стабильности.
В 2008 году в экономике Франции дали всходы посеянные ранее структурные проблемы, стремительно начал расти госдолг. В 2011 году долговые обязательства французского правительства составляли 86% от ВВП, в 2013- 89%. В 2014 году государственный долг Франции перевалил за отметку в 2 трлн. евро и к концу года, по-видимому, составит 98%. Важнейший экономический показатель – ВВП – в свою очередь в 2011 году снизился с 1,7% до 0,5%, а в первом квартале 2012 года французская экономика и вовсе ушла в рецессию (-0,1%).
Естественно, имея подобные безрадужные макроэкономические показатели, Франция окажется в достаточно сложной ситуации на финансовых рынках. С практической точки зрения, чем больше у государства долгов, тем меньше денег оно способно сэкономить и, следовательно, вложить в развитие народного хозяйства.
Именно в связи с плачевной экономической ситуацией во Франции Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) высказала озабоченность «слабым экономическим ростом» и риском дефляции в еврозоне.
Экономические проблемы Франции, вроде роста безработицы и падения ВВП, активно заставляют французов переходить на сторону правых политиков, по определению являющихся евроскептиками, не способными договориться со сторонниками европейской федерализации. Уже сегодня более половины французов считают самым харизматичным политиком страны Марин Ле Пен, полагая, что только возглавляемый ею Национальный Фронт способен провести столь необходимые реформы.
Марин со скептицизмом относится к Европейскому Союзу и мечтает о национальном государстве со своей валютой. О Франции, вышедшей из НАТО, с франком вместо евро. Ле Пен детально разрабатывает валютный переход и, в отличии от Дэвида Кэмерона, грозящего выходом Британии из ЕС, заявления французской националистки едва ли можно считать спекуляциями.
Марин Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт»
«Да, нас взяли, как подопытных кроликов, посадили в единый европейский дом, который мало похож на то, что нам обещали.… А теперь говорят: «Ой, мы не продумали механизм выхода отсюда». Страны, оставшиеся за пределами еврозоны, отлично себя чувствуют. Если я буду выбрана президентом Республики, я возьму на себя обязательство перед французами через шесть месяцев организовать референдум о выходе из Европейского союза.»
По мнению Ле Пен, единственным способом улучшить ситуацию, сложившуюся в пришедшем к тупику собственного развития Союзе европейских государств, является восстановление суверенитета стран-членов, восстановление государственных границ, и, конечно же, отказ от евро.
Литва опоздала
Несмотря на долгосрочный системный кризис европейского монетарного союза и угрозу еще более сильного многолетнего застоя, с 2015 мир потеряет очередную национальную валюту - Литва станет 19-ым членом еврозоны.
Однако, будто в подтверждение шуток о медлительности прибалтийских народов, литовская правящая элита все-таки опоздала на раздачу бесплатных евроблаг. Та же Греция, войдя в еврозону в 2001 году, во время подъема европейской валюты, от души смогла воспользоваться всеми преференциями европейской взаимопомощи во время долгового кризиса 2010 года. Однако сегодня крупные европейские игроки, сами переживая не лучшие времена и внутрисоюзные распри, уж точно не кинутся помогать маленькой Литве в случае «Великой европейской депрессии». При всем при этом денежку в общеевропейский общак платить придется, да и одноразовые издержки на введение евро только по официальным данным составят порядка миллиарда литов. Не стоит забывать и про рост цен. Словакия, Словения, Эстония вступали в монетарный союз в разное время, но скачок инфляции был везде.
При однозначности издержек все мнимые теоретические блага от введения евро, вроде мифического роста ВВП и увеличения экспорта, легко разбиваются об айсберг экономического кризиса, с ускорением дрейфующего в сторону Европы.
Главной потерей при отказе от национальной валюты станет, конечно же, возможность проведения независимой монетарной политики. После присоединения страны к еврозоне Банк Литвы уже не сможет устанавливать подходящую для экономической ситуации в стране процентную ставку.
Так, старшая сестра прибалтийских республик Польша, будучи более благоразумной и сохранив национальную валюту, в 2009 году смогла девальвировать свой злотый и пережить кризис с положительной динамикой роста ВВП. По этой же причине 8 стран Евросоюза до сих пор не стремятся отказываться от «собственных денег».
Так чем же так прельстила Литву и ее прибалтийских соседей единая европейская валюта при всех ее минусах и неоднозначной пользе? На пути построения своей государственности новые элиты Латвии, Литвы и Эстонии, снявшие вчерашние комсомольские значки, мечтали снять с себя и ответственность за экономическую политику, ведь в народном хозяйстве
за годы независимости ничего стоящего построить так и не получилось. Избавившись от национальных валют и лишив свои центробанки самостоятельности, прибалтийские элиты, насколько это только возможно, избавят себя и от необходимости обеспечивать финансовую стабильность в собственных республиках.
Антикризисная помощь Греции в 2010 тоже выглядит соблазнительно для прибалтийских отказников. Вот только, в отличие от знойных греков, прибалты опоздали на благотворительный ужин. В Европе все уже съедено...