Вильнюс не собирается согласовывать с Москвой выход из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва). Прибалтика хочет эффектно «хлопнуть дверью», но на деле три Прибалтийских республики заинтересованы в переговорном процессе куда больше, чем Россия и Беларусь.
«Проведение переговоров по отключению от БРЭЛЛ не планируется. Согласно действующей процедуре, достаточно за полгода до отсоединения проинформировать об этом партнеров», — отметил министр энергетики Литвы Жигимонтас Вайчюнас в эфире национального радио.
Заявление, конечно, весьма эффектное. Неискушенного литовского националиста оно способно привести в восторг: маленькая прибалтийская республика с большим соседом даже разговаривать не станет! Просто поставит в известность и смело разорвет «оккупационное» энергокольцо.
Однако рассчитана эта бравада на людей, которые в энергетике мало что понимают и за темой БРЭЛЛ не следят. А тот, кто следит, в ответ на заявление Вайчюнаса может только покрутить пальцем у виска.
Потому что Литве не нужно вести переговоры с Россией — за нее это уже делают «старшие братья».
В июне прошлого года страны Балтии и Польша подписали с Еврокомиссией соглашение о запуске проекта синхронизации электросетей. Тогда же экс-президент Литвы Даля Грибаускайте без обиняков заявила: «Еврокомиссия обязуется вести переговоры с Россией и Беларусью об отключении стран Балтии от БРЭЛЛ. Это важно. Несомненно, это должно быть сделано ЕК, совместным органом, а не только нами».
На самом деле объяснение куда проще: синхронизация электросетей Прибалтики с континентальной Европой финансируется преимущественно из еврофондов. То есть ЕС заказывает музыку и контролирует этот процесс. Следовательно, вести с Москвой переговоры, от которых могут зависеть и технические параметры, и стоимость проекта, должна Еврокомиссия.
Да и славные традиции литовской дипломатии наверняка подтолкнули Брюссель именно к такому решению.
Пустишь все на самотек — и Прибалтика снова выстрелит себе в ногу. А залечивать раны придется Евросоюзу, который уже запустил процесс синхронизации электросетей.
Чтобы этого не произошло, переговоры с Москвой до недавнего времени вел вице-президент ЕК Марош Шефчович. Причем вел довольно активно, не единожды встречался с министром энергетики России Александром Новаком. Кому-то из новых еврокомиссаров в скором времени предстоит продолжить эту традицию.
Наконец, в июне Польша, Прибалтика и ЕК подписали очередной документ — дорожную карту по синхронизации электросетей. В нем и прописаны переговорные функции Брюсселя.
Европейские чиновники не перестают подчеркивать, что выход Литвы, Латвии и Эстонии из БРЭЛЛ должен пройти безболезненно, а для этого на всех этапах необходимо координировать действия с Москвой и Минском. «Любые шаги, влияющие на упомянутые энергосистемы, будут сделаны в полной координации со всеми заинтересованными сторонами», — утверждал комиссар ЕС по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете.
Сам факт участия в переговорном процессе вице-президента ЕК говорит о важности этой задачи. Поэтому демонстративное нежелание литовского министра энергетики обсуждать с российскими коллегами вопрос БРЭЛЛ — не более чем фарс и игра на публику.
Комизм ситуации заключается в том, что Литва должна быть заинтересована в переговорах намного сильнее, чем РФ или Беларусь.
Последние хоть и не желают уничтожать существующую энергосистему, но подготовились к этому сценарию намного раньше, чем Прибалтийские республики. Для Беларуси после запуска БелАЭС в сфере электроэнергетики актуальным останется только один вопрос: кому экспортировать излишки продукции?
Россия тем временем оперативно решила вопрос энергонезависимости Калининградской области. Более того, объемы генерации здесь выросли настолько, что российское Минэнерго уже нацелилось на поставки электричества в соседнюю Литву.
То есть Прибалтика из БРЭЛЛ может выходить хоть сегодня — восточным соседям от этого ни холодно, ни жарко.
Но в том-то и дело, что до 2025 года Литва, Латвия и Эстония даже не планируют завершить синхронизацию своих электросетей с Европой. Даже несмотря на успешные испытания работы энергосистемы Калининградской области в изолированном режиме. В Литве эту новость восприняли как потенциальную угрозу. Однако заявленные сроки реализации проекта остаются прежними.
Так кому нужны переговоры?
Кто рискует больше пострадать от разрыва энергокольца БРЭЛЛ — Россия и Беларусь, которые самостоятельно обеспечивают себя электричеством, или зависимая от импорта Литва?
В Еврокомиссии на этот счет иллюзий не питают. После тестовой изоляции Калининградской области Шефчович приезжал в Москву и, помимо всего прочего, напомнил Александру Новаку о стремлении минимизировать риски выхода Прибалтики из БРЭЛЛ. А как их можно минимизировать? Только путем четкой координации действий.
Несмотря на то, что переговорный процесс контролирует и будет контролировать Еврокомиссия, некоторые вопросы все же опускаются на уровень двусторонних отношений. Например, тот же вопрос сохранения поставок российской электроэнергии на прибалтийский рынок.
«Министр энергетики России не раз говорил, что уважает решение стран Балтии соединиться с континентальной Европой. Он также дал понять, что Россия хотела бы сохранить возможность торговли. И то, как они будут решать данный вопрос дальше, уже в руках стран Балтии», — подчеркивал Марош Шефчович.
Литовские чиновники заявляют, что после 2025 года российское и белорусское электричество им не понадобится. У отраслевых специалистов на этот счет иное мнение.
Например, весной на заседании комитета энергосистем БРЭЛЛ представители Литвы, Латвии и Эстонии заявили о необходимости сохранить в целях безопасности отдельные межгосударственные ЛЭП между Прибалтикой, Россией и Беларусью.
Предложение логичное, но это тот случай, когда политики могут остаться глухими к доводам рассудка. Они лучше без света посидят, чем согласятся после «триумфального» бегства из БРЭЛЛ использовать линии электропередач, которые для них любезно сохранили «оккупанты».
Если же все стороны согласятся с тем, что «аварийные» ЛЭП нужно сохранить, то как Вайчюнас и компания собираются сделать это без переговоров с Россией?
Кстати, на площадке упомянутого комитета энергосистем БРЭЛЛ, который объединяет операторов всех пяти стран, переговоры проводятся регулярно.И будут проводиться еще не один год. Только в воспаленном сознании литовского министра энергетики с Москвой почему-то ничего не нужно обсуждать.