Латвия и Беларусь обсуждают возможность прокладки линии электропередач (ЛЭП) в обход Литвы. Реализацию этого проекта подстегивают литовские власти, которые намерены блокировать доступ продукции БелАЭС к потребителям из третьих стран. Чтобы не допустить резкого скачка цен на электроэнергию, Латвии и Эстонии остается только одно — отгородиться от Литвы, а не от Беларуси. Подобный опыт у них имеется: региональный рынок газа они тоже создают без третьей «прибалтийской сестры». Если нынешние тенденции сохранятся, через несколько лет Литва рискует превратиться в черное пятно на энергетической карте Прибалтики.
То, что эпическая война Вильнюса с Белорусской АЭС закончилась разгромным поражением, стало понятно еще в августе прошлого года. Тогда латвийское правительство приняло решение перенести торговлю электроэнергией с третьими странами на свою национальную границу.
Ранее в качестве посредника выступала Литва: через нее белорусская продукция поступала на рынки соседних государств. Следовательно, когда в республике по решению Сейма начнет действовать запрет на импорт продукции «небезопасных АЭС третьих стран», Латвия и Эстония лишатся важного источника поставок.
Чтобы обезопасить себя от резкого скачка цен, Рига решила создать условия для торговли с Беларусью напрямую, а заодно и начала прорабатывать методику передачи электроэнергии соседям-эстонцам.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш тогда утверждал, что перенос торговли на национальную границу еще не означает согласия на импорт продукции БелАЭС. Но оправдание прозвучало крайне неубедительно.
Литовцы сожалели о решении своих соседей, а официальный Минск, напротив, воспринял его с энтузиазмом.
Через несколько дней представитель белорусского МИД Анатолий Глаз сообщил, что дипломаты и профильные эксперты изучают возможность экспорта электроэнергии в Латвию через ЛЭП, которая соединяет ее с Россией.
На этот сценарий намекнули в правительстве Латвии.
Минск был не против, но, по словам Глаза, в вопросе экспорта электроэнергии через территорию РФ есть «очень много технических деталей».
Изначально использование российско-латвийской ЛЭП рассматривалось как приоритетный способ заменить выпадающую Литву. Альтернатива только одна: с нуля создавать инфраструктуру на границе Латвии и Беларуси. Но замминистра энергетики Беларуси Вадим Закревский отмечал, что в нынешних реалиях это нецелесообразно: «Объем нашей электроэнергии торгуется (в Латвии — прим. RuBaltic.Ru) небольшой. Чтобы построить вставку постоянного тока или дополнительную линию электропередачи, необходим объем порядка 1 миллиарда киловатт-часов».
С другой стороны, ничего не мешает Риге и Минску договориться об увеличении поставок. Да и к новой ЛЭП вполне могут присоединиться третьи страны — та же Эстония, которая объективно заинтересована в импорте белорусской электроэнергии, но ввиду отсутствия границы с Беларусью не может делать это напрямую.
Если Вильнюс продолжит бойкотировать атомную электростанцию в Островце, именно Латвия может стать «энерговоротами» Беларуси в Европу (в том числе и в саму Литву).
Для этого и понадобится соответствующая пограничная инфраструктура.
Недавние новости подтверждают, что Минск и Рига обсуждают такой вариант сотрудничества. В январе премьер-министр Беларуси Сергей Румас по итогам встречи с Кариньшем заявил, что на повестке дня стоит вопрос прямых поставок электроэнергии в Латвию, которые возможно осуществлять только после строительства ЛЭП. Тогда же в очередной раз прозвучал тезис о заинтересованности Беларуси в потенциале латвийских портов.
Поэтому нельзя исключать, что стороны придут к некоему пакетному соглашению: в обмен на переориентацию транзитных потоков Латвия пропустит белорусскую электроэнергию на европейский рынок. И все довольны.
Кроме Литвы, конечно, которая получит сразу два нокаутирующих удара.
На вероятность такого развития событий указывает то, что Румас очень высоко оценил политическое взаимодействие двух стран и даже поблагодарил Ригу за помощь в выстраивании доверительных отношений с Евросоюзом. А от политики до экономики один шаг.
Если Латвия будет готова выйти на новый уровень сотрудничества с Беларусью, то последняя будет готова взять на себя расходы, связанные с переориентацией транзита. Суммы там явно не запредельные.
Закревский позже заявил, что даже строительство ЛЭП на границе с Латвией белорусы готовы оплатить из собственного кармана. Но только в том случае, если это будет экономически целесообразно. То есть если Рига предоставит гарантии увеличения объемов импорта.
Самое свежее заявление по этой теме сделал первый заместитель генерального директора «Белэнерго» Владимир Бобров. Из его слов становится понятно, что принципиальной договоренности о строительстве новой ЛЭП между Минском и Ригой по-прежнему нет.
Тем не менее Бобров озвучил первую конкретную цифру: «В настоящее время у нас нет линий, но если будет заинтересованность с противоположной стороны (а такие вопросы сейчас обсуждаются), возможно строительство линии электропередачи 330 кВ для связи с Латвией». Это значит, что разговор о прямых поставках становится более предметным.
Возможно, именно Беларусь пока что не хочет форсировать события. Если Литва прекратит уже проигранную войну с БелАЭС — сценарий маловероятный, но теоретически возможный, — то необходимость строить новые линии электропередач или торговать с Латвией через Россию отпадет сама собой.
Поэтому сейчас, когда строительство БелАЭС затягивается, Минск пытается наглядно продемонстрировать Вильнюсу бесперспективность продолжения бойкота.
Литовские власти еще не теряют надежды сколотить региональный альянс против белорусской электроэнергии. В прошлом месяце премьер-министр Саулюс Сквернялис рапортовал, что все три Прибалтийские республики близки к подписанию декларации об отказе от импорта продукции БелАЭС. Потом в Латвии сообщили о намерениях доработать текст документа, сделать его «более точным». Вероятно, «более точная» версия оставит латвийцам и эстонцам лазейки для импорта «санкционной» электроэнергии…
Литва рассчитывала, что, заручившись поддержкой соседей, она сможет изолировать БелАЭС.
Но пока что соседи склоняются к мысли, что проще и выгоднее изолировать саму Литву.
С ее согласия, разумеется.
«Отгораживаться от Латвии Литве будет очень сложно, да и вряд ли Вильнюс пойдет на такой радикальный шаг, как изоляция не только от белорусской системы, но и от латвийской. По факту отсоединение литовской энергосистемы от общей системы, а только так можно контролировать импорт электроэнергии с БелАЭС, может привести не только к экономическим проблемам для литовских потребителей, но и к технологическим», — отмечает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В общем, Вильнюсу придется либо капитулировать перед белорусским «атомным монстром», либо объявить бойкот еще и Латвии. Варианты из разряда «оба хуже».