Украина заняла 68 место из 73 в ежегодном рейтинге лучших стран мира для жизни от Университета Пенсильвании. Из-за продолжающейся деградации социальной сферы позиции Украины в мировых рейтингах продолжают падать, а с ними падает и популярность президента Владимира Зеленского. Во время избирательной компании Зеленский обещал победить бедность. Пока получается, что бедность побеждает Зеленского.
В конце прошлого года глава украинского государства снова выдал обещание, что «эпоха бедности» закончится до конца его 5-летнего президентства.
«Мы приняли много законов, связанных с детенизацией экономики, демонополизацией, деолигархизацией. Это пополняет бюджет. Каждый должен платить в этой стране налоги. Иначе откуда брать пенсии и заработную плату?», — сказал Зеленский.
Однако далеко не все в стране разделяют оптимизм гаранта.
Например, оппозиционный политик Виктор Медведчук саркастически заметил, что «эпоха бедности» уже закончилась — началась «эпоха нищеты».
«За шесть послемайданных лет жители страны уже настолько измучены бездарными "реформами", которые только ухудшают их жизнь, что продолжают ждать улучшений и радуются даже малейшим их проявлениям. Достаточно сказать, что на Украине примерно 6 млн семей получают субсидии, так как не в состоянии за счет своих доходов оплачивать гигантские тарифы ЖКХ.
Поэтому пока у граждан не появятся нормальные доходы, говорить о победе над бедностью не имеет смысла. Исходя из этого, правительство и дальше будет манипулировать понятиями и числами, а понятие "относительной" бедности заменят на "абсолютную". Совершенно неясно, как без стабильного роста экономики и увеличения покупательной способности населения можно достичь поставленной президентом цели», — говорит Медведчук.
«Пока перспективы выполнения этого плана нулевые», — считает и директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергей Саливон.
«Да, за счет прямых поставок газа из России и упавших цен на него можно несколько снизить коммунальные тарифы. Но на этом и все.
Для реального окончания "эпохи бедности" нужны не абстрактные экономические "реформы" и не "план деятельности правительства" а-ля "Веселые картинки", а принятие плана экономического развития, в основе которого должна лежать плодотворная идея развития промышленности (ну и соответствующие инструменты для ее реализации), прежде всего, перерабатывающей.
А уж под эту идею — поддержка инвестиций, потому как "инвестиции" в ОВГЗ "эпоху бедности" точно не помогут закончить.
Но пока этодаже не просматривается. И вряд ли будет — с учетом количества "соросят" не только в правительстве, но и в парламенте», — резюмирует Саливон.
Любой президент много чего обещает, особенно перед выборами, акцентирует внимание глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Однако опыт показывает, что люди часто забывают эти обещания. Поэтому Зеленский поступает правильно, много говоря и еще больше обещая: пусть людям будет весело на праздники. А пройдет 2020 год, можно будет снова обещать новые «эпохи». Как писал Булат Окуджава, «Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки», цитирует поэта Охрименко.
Экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин обращает внимание на то, что экономика активно продолжает расти в долларовом исчислении. На текущий год прогнозируется рост ВВП с $130 до $154–156 млрд, в 2021 ожидается $178 млрд. В декабре 2019 года средняя зарплата выросла и даже стала больше показателя декабря 2013-го. Но! Экономика Украины развивается вовсе не благодаря действиям нашей власти, а вопреки им, утверждает Монин.
Эпоха бедности на Украине может быть преодолена лишь с помощью более качественной инклюзии ВВП, то есть распределения валового продукта между основными социальными группами по принципу медианного выравнивания и/или с помощью роста уровня добавочной стоимости в конечном национальном продукте, полагает экономист Алексей Кущ.
«Ведь уровень доходов зависит от сложности и структурированности национального рынка труда. Как говорил Фернан Бродель, в средневековье самым богатым городом был тот, у жителей которого было больше профессий. Для этого нужно на вершину пирамиды государственных приоритетов поместить гражданина, а не олигарха и кредитора.
Для повышения уровня добавочной стоимости следует проводить суверенную промышленную политику и защиту внутреннего рынка. Ни первое, ни второе у новой команды не в приоритете, так что эпоха бедности закончилась для нескольких тысяч "новых" лиц, получивших доступ к персональным кормушкам», — пессимистично настроен в этом вопросе Кущ.
Справедливости ради нужно отметить, что любые предвыборные обещания не реализовываются в первый же день после выборов, особенно если это касается системных, качественных изменений в стране, напоминает экономист Александр Гаврутенко.
«Часто целая президентская каденция требуется для того, чтобы заложить хотя бы первые предпосылки к движению к задекларированным целям. Даже ремонт в квартире невозможно провести без первого этапа, когда демонтируются старая штукатурка или облицовка, и условия для жизни там в это время становятся значительно хуже предыдущих. А для необходимых преобразований в стране недостаточно смены декораций, тут потребуются снос и переустановка множества конструктивных и некоторых несущих элементов государственного строения. Чего, кстати говоря, не происходит.
Пока вся деятельность новой власти сведена к обвешиванию страны красочной мишурой, и то только в объеме, достаточном для формирования убедительной телевизионной картинки. И если и раньше политики не гнушались этим способом замыливания своей несостоятельности, то сейчас на арене лучшие профессионалы этого дела.
Поэтому тезис о завершении "эпохи бедности" пока остается бессодержательным лозунгом.
И там, где что-то заканчивается, должно что-то начаться, а об этом пока ни слова: наступит ли после этапа бедности эпоха богатства или, наоборот, нищеты, эпоха процветания или разрухи — здесь, как говорится, никаких "ні обіцянок, ні пробачень"», — констатирует эксперт.
Бедность — категория не экономическая, а скорее психологическая, мировоззренческая; ее невозможно преодолеть простым поднятием зарплат, соцплатежей или даже значительным снижением тарифов и цен. Достаток — это результат усердного, качественного, полезного, производительного труда, а также рационального и экономичного потребления; уважительного, доброжелательного и справедливого взаимодействия между людьми; содержательного и развивающего досуга; здорового образа жизни, и так далее, и тому подобного — всего того, что лежит в поведенческой основе богатого человека и процветающего общества.
И власть, наряду со своими текущими социальными и регулирующими функциями, должна выполнять и соответствующую воспитательную, просветительскую работу, а она, как известно, рейтингов не приносит и при этом является самой тяжелой, длительной, иногда неподъемной, но крайне необходимой. В этом и заключена единственная и общая для всех государств и народов национальная идея: в ней очень мало эмоций, массовой любви и обожания к ее апологетам, но только она способна привести к концу эпохи бедности и к началу эпохи процветания», — заключает Гаврутенко.
«А что есть борьба с бедностью, как мы это понимаем? — задается вопросами экономист Олег Пендзин. — Это, наверное, то, что увеличивает доходы людей, что создает рабочие места, что повышает прожиточный минимум, что увеличивает социальные платежи малообеспеченным.
А теперь посмотрим цифры. Промышленность: ноябрь 2019 к ноябрю 2018 — минус 7,5%. На каждые 10 рабочих мест, которые закрываются в экономике, создаются только 6. Прожиточный минимум в 2020 году в бюджете равен 2100 гривен ($87,5). При том, что Минсоцполитики каждый месяц публикует фактический прожиточный минимум, равный 4300 гривен ($180)», — отмечает Пендзин.
Тема борьбы против бедности, давно приобретшей в Украине массовый и системный характер, сегодня в президентской повестке дня, увы, отсутствует, сожалеет директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
«А ведь для современной Украины эта тема чрезвычайно актуальна.
У нас сегодня есть и такая разновидность этого явления, как бедность работающих людей: то есть зарплаты у многих работников настолько низки, что их заведомо не хватает на удовлетворение основных потребностей их самих и их семей.
Тема бедности — отнюдь не единственная, о которой Зеленский предпочел "забыть". Еще одна — это тема участия олигархов в обеспечении Донбасса. Помните? "Ахметов сделает то-то, Пинчук — то-то, Коломойский тоже даст, но он об этом еще не знает". К сожалению, Зеленский вынужден отступать под давлением обстоятельств», — разочарован Рудяков.