Выборы президента США многократно взвинтили уровень неопределённости в мире. Победа Дональда Трампа заставила экономических партнёров Вашингтона замереть в ожидании. «Крепость Америка», протекционизм, изоляционизм – всего лишь предвыборные страшилки или реальные ориентиры будущей политики нового президента? Избрание эпатажного миллиардера рискует переломить наиболее важные тенденции в мировой торговле и глобальной экономике.
На выборах президента США победил Дональд Трамп. Будущее глобальной экономики тут же заволокло туманом. Политическая программа Трампа в области внешней торговли обещает изменить деловые отношения Америки со всем остальным миром на десятилетия. Её ведущий мотив – изоляционизм в отношении международной торговли и иммиграции.
Во внутриэкономическом вопросе Трамп предлагает резкое снижение налогов, рост расходов на армию и инфраструктуру, «амнистию» корпораций, которая позволила бы американским компаниям вернуть деньги из-за рубежа. Во время избирательной гонки эпатажный миллиардер также провозгласил курс на дерегулирование, в частности на отмену ограничений добычи и экспорта нефти и газа (Трамп обещает американцам революцию в энергетике), на отказ от правил и стандартов, на снижение требований к загрязнению окружающей среды. «Центристская комбинация лучших предложений справа и слева – то самое лекарство, которого не хватало американской экономике», – оценивает экономическую программу новоизбранного президента США профессор Чикагского университета Константин Сонин.
Экономическое стимулирование, которое предлагает Трамп, теоретически способно помочь Америке преодолеть хроническую болезнь недостаточного роста экономики, проблему увеличения неравенства.
Но чтобы новый прибыток раскочегаренной экономической системы был перераспределён между рядовыми американцами, необходимо изолироваться, отгородиться, выстроить ту самую «Крепость Америку» Трампа.
Под удар тут же попадают проекты мегарегиональных соглашений, которые с такой неуёмной энергией пыталась воплотить в жизнь администрация президента-глобалиста Обамы, – Транстихоокеанское (ТТП) и Трансатлантическое торговые партнёрства (ТТИП). Первое соглашение было подписано в феврале этого года между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, однако пока остаётся не ратифицированным Конгрессом США. ТТП снижает тарифные барьеры между участниками и регулирует внутренние правила в таких областях, как трудовое законодательство, экология, интеллектуальная собственность. Второе, ТТИП, – планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и США. Его апологеты сулят участникам многосторонний экономический рост, противники – говорят об увеличении власти корпораций. Президент Трамп как раз из последних.
Упрощение торговли ведёт к торговому дефициту в США, лишает Америку рабочих мест и промышленности, убеждён миллиардер. Во время избирательной кампании Трамп обещал выйти из ТТИП и ТТП, а также «полностью пересмотреть» соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). «Просто представьте, сколько рабочих мест в автомобильной промышленности (США – прим. RuBaltic.Ru) будет потеряно, если TPP будет принято. Это будет катастрофа. Вот почему я сообщил, что мы выйдем из соглашения до того, как оно будет принято», – говорил политик своим избирателям.
В теории, Америка, как и любая другая страна, в целом проиграет от выстраивания торговых барьеров. Однако потери эти совсем невелики – торговля представляет собою лишь малую часть ВВП США, – зато перераспределительный выигрыш от трамповского протекционизма простой американец сможет ощутить на собственном кармане. Кроме того, некоторый экономический изоляционизм является необходимым условием для запуска, по сути, обновлённой рейгановской программы стимулирования экономики, о которой говорит Трамп.
Есть все основания полагать, что новый лидер Соединённых Штатов готов действовать решительно. В октябре Трамп опубликовал программу шагов, которые собирается осуществить в первые 100 дней у власти. Она включает и выход из торгового пакта Транстихоокеанского партнёрства.
Арлем Дезир
ТТИП сегодня также уже не живо, но пока ещё не умерло и балансирует на грани. В июле официальный Париж отверг возможность создания зоны Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства между США и странами ЕС в 2016 году. «Условия не сложились, не сложатся и до конца года», – сообщил госсекретарь европейских дел в правительстве Франции Арлем Дезир. Ну а новый 2017 год обещает для ТТИП ещё менее благоприятные условия: 20 января 45-й президент США вступит в должность.
Программа Дональда Трампа столь радикальна, что реализация даже отдельных её пунктов способна перетряхнуть всю глобальную систему хозяйствования. Если Америка на правах сильнейшей экономики мира откажется от политики глобализации в пользу протекционизма, другие страны начнут сворачивать на этот же путь. Вместо поголовной либерализации и открытия рынков начнут строиться новые торговые барьеры.