Министр окружающей среды Литвы Кястутис Мажейка опасается, что планы Евросоюза по ускоренному сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу могут оказаться для его страны слишком обременительными. Прибалтийская республика намерена присоединиться к группе государств, которые выступают против «зеленой сделки». При этом совсем недавно Литва на уровне президента горячо поддерживала планы ЕС по достижению климатической нейтральности и намеревалась идти в авангарде этого процесса. Теперь в Вильнюсе осознали горькую правду: дотаций из Брюсселя на экологию не будет, защищать окружающую среду литовцам придется на свои кровные.
Презентация европейского «зеленого пакта» состоялась в прошлом году. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен высокопарно сравнила его с высадкой американцев на Луну.
Конечная цель этой программы действительно впечатляет: к 2050 году страны ЕС должны добиться климатической нейтральности, то есть снизить объемы выбросов парниковых газов до нулевой отметки.
Эпидемия коронавируса не заставила Брюссель отказаться от своих амбициозных экологических планов. В начале марта, когда о предстоящем кризисе не говорил только ленивый, Совет ЕС утвердил долгосрочную стратегию Евросоюза по снижению выбросов парниковых газов. Документ «подогнали» под нормы Парижского соглашения по климату, в соответствии с которым выбросы парниковых газов к 2030 году нужно сократить примерно на треть.
С тех пор экономические прогнозы для еврозоны неоднократно менялись в сторону ухудшения. Страны ЕС оказались на пороге тяжелейшей рецессии со времен Второй мировой войны. Но договоренности по достижению климатической нейтральности остаются в силе.
Видимо, для Брюсселя это дело принципа — во что бы то ни стало сохранить экологическую повестку.
«И руководители Европы, и [Европейская] комиссия задались двумя основными направлениями — цифровизация и "зеленый" курс. Так что в данном случае было бы очень странно, если бы мы говорили, что "зеленый" курс — это наш приоритет, и при этом урезали бы деньги на природоохрану. Я убежден, что они точно не будут сокращены, а использование их через другие программы будет намного шире и более дружественным для окружающей среды», — заявил недавно еврокомиссар по вопросам окружающей среды Виргиниюс Синкявичюс.
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) полагает, что кризисные явления в мировой экономике даже ускорят тенденцию к ее декарбонизации. Этот прогноз подтверждается намерениями Еврокомиссии представить новый, более амбициозный план сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа.
Если раньше в ЕС собирались за десять лет уменьшить эмиссию CO2 на 30%, то сегодня обсуждается планка в 50–55%. У литовского правительства это вызывает серьезные опасения.
«Цель прекрасна, но реальность такова, что это было бы огромным потрясением для всех отраслей хозяйства. Поэтому мы планируем придерживаться позиции, которая есть сейчас и которая согласована — сокращение на 9%», — заявил министр окружающей среды Литвы Кястутис Мажейка.
Будут ли пересмотрены общеевропейские планы по сокращению выбросов, пока неизвестно. Но если это произойдет, то квота Литвы наверняка увеличится. Она и так существенно ниже, чем в среднем по ЕС.
Мажейка предупреждает, что более интенсивная декарбонизация экономики — удовольствие не из дешевых. Спонсировать «зеленый» курс придется за счет новых налогов, которыми обложат население, промышленность и сельское хозяйство.
Поэтому неудивительно, что в Литве задумались о присоединении к лагерю противников «зеленой сделки» ЕС.
Новость с претензией на сенсационность: литовский вице-министр окружающей среды Марюс Нармонтас заявил о намерении Вильнюса поддержать страны Вишеградской группы — Чехию, Польшу, Словакию и Венгрию. Вместе с ними прибалтийская республика поставит вопрос обоснованности новых планов по сокращению выбросов перед вице-председателем ЕК Франсом Тиммермансом.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Польша, Венгрия и Чехия традиционно являются противниками «зеленых» инициатив Брюсселя. Планы по достижению климатической нейтральности также не вызывают у них восторга. Больше всех буянят поляки, которые обладают мощной угольной генерацией.
То есть для них форсированная декарбонизация создает целый ворох проблем — к затратам на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) добавляются падение экспортной выручки от торговли углем, расходы на ликвидацию шахт, поддержку потерявших работу горняков и так далее.
Цена вопроса — сотни миллиардов евро.
Аналогичные опасения возникают в Эстонии. «Зеленая сделка» обещает уничтожить ее «грязную» сланцевую промышленность, а компенсаций, которые обещаны Евросоюзом, для покрытия всех расходов явно недостаточно.
Весной министр финансов Эстонии Мартин Хельме направлял запрос министру окружающей среды Рене Кокку с предложением изучить возможность временного выхода страны из системы ЕС по квотам на парниковые газы, что позволило бы снизить цену на электричество.
Но Литва изначально была в противоположном лагере. Власти республики горячо поддержали «зеленую сделку», президент Гитанас Науседа называл астрономические суммы, которые его страна собирается потратить на борьбу с изменением климата: 14 миллиардов евро к 2030 году и 41 миллиард к середине столетия.
Тогда почему инициатива ускорить сокращение выбросов парниковых газов вызвала в Литве переполох?
Здесь нужно учитывать, что на реализацию «зеленой сделки» ЕС Науседа не собирался тратить деньги литовских налогоплательщиков. В его представлении за снижение выбросов СО2 должен платить Евросоюз.
Слова президента Литвы о готовности выполнять экологические директивы Брюсселя прозвучали как раз в разгар дискуссии о параметрах новой семилетней финансовой перспективы ЕС. Тогда обсуждался финский вариант бюджета, который предполагал существенное сокращение дотаций Прибалтийским республикам. И Науседа предупреждал, что это «может иметь негативные последствия для реализации целей в области борьбы с изменением климата».
Недавнее заявление литовского министра окружающей среды не противоречит словам Науседы. Напротив, они говорят об одном и том же. Просто по-разному расставляют акценты.
В декабре 2019 года президент Литвы был преисполнен надежды, что под предлогом борьбы с изменением климата ему удастся «развести» ЕС хотя бы на несколько миллиардов евро. Надежда сменилась тревогой.
Мажейка уже ничего не говорит о «зеленых» дотациях. Деньги на ускоренную декарбонизацию придется вытаскивать из карманов собственных граждан.
Литву можно будет поздравить, если осенью ей все-таки поднимут квоты по выбросам парниковых газов. Тогда у нее появится возможность на деле доказать приверженность «зеленой сделке» ЕС. Или на деле она привержена только сохранению дотаций из еврофондов?