Евросоюз и «Газпром» близки к разрешению антимонопольного спора. Российская газовая компания предоставила Еврокомиссии пакет гарантий того, что она не будет нарушать принципы конкуренции. Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестангер высоко оценила гарантии «Газпрома», пояснив, что они обеспечат свободный поток газа в Центральную и Восточную Европу по конкурентным ценам. Что означают выданные гарантии, RuBaltic.Ru рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь ЮШКОВ:
— Господин Юшков, «Газпром» обязуется не разделять европейский рынок и «раз и навсегда» снять барьеры и ограничения на перепродажу российского газа третьим странам. На Ваш взгляд, почему компания идет на этот шаг?
— Вопрос реэкспорта газа, по сути, был урегулирован несколько лет назад, когда на «Газпром» также подавали жалобы и по требованию Евросоюза он устранил нарушения. Нарушения были устранены уже после начала официального расследования по антимонопольному делу. В 2016 году «Газпром» предлагал закрыть дело и обращал внимание на то, что многие претензии были к тому моменту сняты. Запрет реэкспорта — уже выполненное обещание. «Газпром» лишь обязуется не возвращаться к подобным ограничениям в будущем.
В принципе во всех новых долгосрочных контрактах, подписанных с европейскими покупателями, и так отсутствовали пункты о запрете реэкспорта. А к старым контрактам подписывались дополнительные соглашения о наложении моратория на пункты о запрете реэкспорта.
То есть в действительности данное требование ЕС было давно выполнено: реэкспорт разрешен. «Газпром» сообщает, что в проекте соглашения с Евросоюзом он не настаивает на запрете реэкспорта и в реальности уже отказался от этой практики.
Другое дело — обвинение «Газпрома» в попытках разделить ЕС на сегменты рынка, отгородив одни страны от других, чтобы не было перетока газа. «Газпром» обвиняли в создании «энергетических анклавов» и в том, что, пользуясь монопольным положением, в этих «анклавах» он завышает цены за счет того, что у стран нет иных источников для поставок. Здесь Евросоюз навязывает «Газпрому» новые формы взаимодействия.
Речь идет о том, что обязательно должна быть привязка Польши, Болгарии и Прибалтийских государств к ценам в Западной Европе, прежде всего в Италии и Германии. Какая будет привязка, совершенно непонятно. Но ЕС настаивает на том, чтобы европейский рынок был единым.
Основная идея — чтобы был возможен свободный переток газа и цены сильно не отличались друг от друга. Например, для крупнейшего импортера российского газа Германии цены были самыми низкими, а для Македонии и Литвы цены были очень высокими. Евросоюз и пытается сделать так, чтобы подобного положения не было, — для этого Европу надо «завязать» на одинаковые цены, желательно низкие. С одной стороны, для «Газпрома» ничего страшного в этом нет, потому что самые большие объемы он продает именно в Западную Европу, — финансовые потери будут незначительными даже в случае предоставления скидок болгарам, полякам и прибалтам.
С другой стороны, мы понимаем, что принуждение «Газпрома» к выстраиванию общего рынка с одинаковыми ценами — шаг Брюсселя к жесткой централизованной закупочной политике по газу.
Глава Евросовета Дональд Туск предложил Брюсселю на первом этапе проверять все коммерческие контракты. Раньше было немыслимо, чтобы единый регулятор проверял коммерческие контракты в либеральной Европе, а сейчас такие идеи высказываются и все соглашаются с ними. Делается это под предлогом проверки контрактов на соответствие антимонопольному законодательству, но получается, что, если брюссельских чиновников не устроит цена, по которой европейские потребители приобретают газ у «Газпрома», они могут заставить пересмотреть контракт.
Второй этап предложенного Туском механизма — создание единой закупочной структуры для того, чтобы «Газпром» продавал газ в Европе одному клиенту, который потом каким-то образом будет распределять закупленный в России газ по отдельным странам. Таким образом, единый закупщик сможет диктовать «Газпрому», по какой цене торговать газом. В этом смысле соглашение по «связке» цен на рынках ЕС мне видится путем к дальнейшей консолидации закупочной деятельности стран Евросоюза.
— Это связано с тем, что «Газпром» соглашается дать ЕС возможность пересматривать цену контрактов?
— Европейские антимонопольщики предлагают обязать «Газпром» и европейских клиентов согласовывать любые новые контракты с властями. Раньше это было делом двух коммерческих структур: компании приходят к соглашению и подписывают его. Теперь Туск предлагает, чтобы, даже если две компании согласны по ценам и условиям контракта, они всё равно были обязаны отдать контракт на проверку в Брюссель. Последний будет иметь право запретить заключать сделку.
В проекте соглашения, которое «Газпром» хочет подписать с европейцами, говорится о том, что цена в действующих долгосрочных контрактах может быть пересмотрена раз в два года. Раньше это всё тоже было. «Газпром» регулярно судится со своими потребителями, причем не только с европейцами, но и, скажем, с турками. Просто раньше компания могла обратиться в суд раз в три года, теперь — раз в два года. То есть здесь тоже ничего сверхнового нет. Это просто реверанс в сторону потребителей: мол, им «выбили» дополнительные преференции и дали больше возможностей давить на «Газпром».
«Газпром» идет на эти уступки, потому что получается, что в целом антимонопольное разбирательство полностью выиграла российская компания.
Европейский регулятор тоже прекрасно понимает, что «Газпром» везде прав, но просто так отпустить его нельзя. Поэтому европейцы хотят сохранить лицо и сказать, что сделка на самом деле взаимовыгодная. Дескать, мы не штрафуем «Газпром», как угрожали сделать ранее, зато «выбили» для потребителей определенные «пряники», такие как возможность быстрее пересматривать контракты.
Но по факту, повторюсь, получается, что «Газпром» везде выиграл. Придется лишь внести незначительные изменения в контракты. Тем более, например, Литва отказалась от долгосрочных контрактов, но всё равно половину газа закупает в России, только по краткосрочным соглашениям.
Так что имеет место попытка делать хорошую мину при плохой игре — показать европейскому сообществу, что нет прямой победы «Газпрома», а есть некая обоюдная выгода.
— В странах Балтии зачастую характеризуют «Газпром» как агента российского «энергетического империализма»», который проводит нечестную ценовую политику и диктует свои условия. Поляки жаловались, что «Газпром» может «наказывать» за реэкспорт, изменяя давление в трубе. Сейчас «Газпром» прямо обещает не эксплуатировать свои преимущества на рынке и не мешать странам Балтии диверсифицировать поставщиков. С чем это связано?
— Официальная позиция «Газпрома» заключается в том, что компания и раньше не мешала никому диверсифицировать поставщиков. Примером тому служит строительство СПГ-терминалов в Польше и Литве. Кто мешает найти другой источник газа? Пожалуйста! Стройте терминалы и покупайте СПГ. Только они почему-то не очень горят желанием это делать.
Так, Польша не хочет у Катара закупать большие объемы, потому что катарский газ дорогой. Аналогично Литва не хочет закупать большие объемы газа у норвежцев — он тоже дорогой. Страны кричали о диверсификации, достигли ее, и оказалось, что это невыгодно. Оказывается, выгоднее было закупать газ у «Газпрома».
Что касается «технических» обвинений в изменении давления в трубе, то они никуда не уйдут после подписания соглашения «Газпрома» и ЕС. «Газпром» на самом высоком юридическом уровне говорит, что не будет применять такую практику. Он не будет вносить положения о запрете реэкспорта в контракты. Возможен ли реэкспорт технически — это уже не проблема «Газпрома». Это проблемы стран-реэкспортеров. Пусть они строят интерконнекторы. «Газпром» не обязан убирать газ из трубы для того, чтобы его реэкспортировала страна, по территории которой проходит данный участок газопровода.
Грубо говоря, «Газпром» по газопроводу «Ямал — Европа» поставляет газ в Германию. Труба проходит через Польшу. «Газпром» же не обязан снизить объем газа на границе с Польшей и продавать его польским компаниям, чтобы они перепродали его в Германию. Поэтому труба, проходящая в Польшу, загружена практически на полную мощность, потому что «Ямал — Европа» — очень выгодный маршрут.
В любом случае конфликты будут продолжаться. Страны Прибалтики будут продолжать обвинять «Газпром» во всех грехах. Но на самом деле в дальнейшем им будет всё сложнее это делать. Ведь раньше «Газпром» в действительности был единственным поставщиком на рынок Литвы. Теперь у Литвы есть собственный СПГ‑терминал — пусть покупают через него, у литовцев есть такая возможность. Так что проекты вроде литовского СПГ‑терминала «Газпрому» на руку. Он может теперь сказать: «Есть же альтернатива российскому газу — пожалуйста! Я — не монополист на рынке. Хотите — закупайте у других, если вас что-то не устраивает».
Политики могут что угодно говорить, но раз коммерческие компании продолжают заключать контракты с «Газпромом», значит, их всё устраивает. Риторика, таким образом, никуда не денется, однако у «Газпрома» уже на руках будет юридический документ.
«Газпром» скажет: «Мы подписали соглашение о том, что не будем препятствовать реэкспорту, — покупайте газ и реэкспортируйте куда хотите». В этом смысле подписание соглашения с ЕС будет также на руку «Газпрому»: он получит четкие правила игры.
— ЕС отмечает отдельно, что «Газпром» отказался требовать компенсацию с Болгарии за отказ от «Южного потока». Для чего это было сделано?
— Думаю, дело не столько в антимонопольном расследовании, сколько в попытке, может быть, вернуться к «Южному потоку». Слабо верится, что будет реализована вторая «нитка» «Турецкого потока». Нет сомнений, что первую «нитку» пустят в Турцию, куда газ будет поступать по «Голубому потоку». Вторая «нитка» через Турцию не нужна ни России, ни Евросоюзу. Полагаю, европейцы смирились, что транзит через Украину со временем прекратится, будет построен «Северный поток — 2», а с юга как раз должна быть проложена вторая «нитка» «Турецкого потока».
Евросоюз со своей стороны сейчас предлагает «мягкое» закрытие антимонопольного дела, а в обмен на это говорит о сотрудничестве в газотранспортных проектах.
Позиция Евросоюза меняется, потому что ухудшаются отношения с Турцией. Мы видим, какие громкие дипломатические скандалы случаются с рядом европейских стран, видим позицию Турции по беженцам. Анкара становится более агрессивной, следовательно, для ЕС появляются дополнительные риски, когда он начинает полагаться на газопроводы, проходящие через турецкую территорию. Поэтому допускаю, что между ЕС и «Газпромом» ведутся переговоры о том, чтобы пустить вторую «нитку» по маршруту «Южного потока» напрямую в Болгарию. Не удивлюсь, если отказ от взимания штрафов с Болгарии за отмену «Южного потока» озвучен не просто из добрых побуждений и не только ради того, чтобы закрыть антимонопольное дело.