Литва сообщила о закрытии железнодорожного маршрута Вильнюс-Москва-Вильнюс из-за резкого сокращения пассажиропотока. Ранее в течение этого года были отменены пассажирские маршруты Вильнюс-Санкт-Петербург и Таллин-Москва, «Российские железные дороги» заявили о резком сокращении грузовых перевозок в Латвию, а президент России Владимир Путин призвал развивать российские порты на Балтике, что означает отказ от транзитных услуг Литвы, Латвии и Эстонии. За один год Россия и балтийские страны сделали стремительный шаг к разрыву всех старых связей: инфраструктурных, экономических, человеческих.
В мае этого года было остановлено сообщение по маршруту Таллин-Москва. Причиной отмены маршрута эстонская железнодорожная компания Go Rail указала отсутствие спроса – резкий спад пассажиропотока в предшествовавшие закрытию месяцы. Представители «Российских железных дорог» и эксперты причиной закрытия маршрута называли неоправданно завышенные цены на билеты, которые и стали причиной сокращения количества пассажиров. Представители Эстонии на это заявляли, что Go Rail – это частная коммерческая компания, которая не может себе позволить перевозить пассажиров по дотационным ценам, и если направление Таллин-Москва убыточно, то они по всем законам рынка должны его закрыть.
Спустя месяц железнодорожное сообщение между Эстонией и Россией было возобновлено в результате переговоров между государственными монополистами – РЖД и Eesti Raudtee. Через Санкт-Петербург был проложен новый маршрут, цена билета в купе составила около 30 евро (против 180 евро в прошлом). Так что возобновление маршрута стало межгосударственным, политическим решением, на которое, возможно, оказала влияние информация о плачевном состоянии эстонского национального перевозчика – осенью 2015 обанкротилась Estonian Air.
В конце прошлой недели ровно на тех же основаниях, что и в случае Эстонии, был отменен маршрут Вильнюс-Москва. «Прямое пассажирское сообщение на этом направлении прекращается из-за значительного сокращения пассажиропотока», — объяснили свое решение в руководстве «Литовских железных дорог».
В прошлом году по маршруту Вильнюс-Москва-Вильнюс было перевезено 72,9 тысяч человек, тогда как в 2013 году – 100,7 тысяч. Еще больший спад был по маршруту Вильнюс-Санкт-Петербург, отмененном летом этого года – в прошлом году он составил почти 40% по сравнению с 2013 годом. Если продолжать аналогию с Эстонией, то остается надежда на возобновление прямого железнодорожного сообщения Литвы и России в результате политического решения. Но в литовском случае оснований надеяться на такой вариант нет практически никаких.
Отмена железнодорожного сообщения идеально соответствует курсу литовских властей на разрыв всех инфраструктурных, экономических и человеческих связей с Россией, провозглашенный командой Витаутаса Ландсбергиса еще в 1992 году и вновь ставший основой государственной политики Литвы в последние годы.
Поэтому сейчас все надежды литовцев, привыкших ездить в Россию по железной дороге, связаны с маршрутом Калининград-Москва, неприкосновенность которого Литва гарантировала Брюсселю перед вступлением в Евросоюз. Там же, где решение зависит только от него, официальный Вильнюс с легкостью рвет все отношения с Россией, не считаясь ни с интересами собственной экономики, ни с интересами собственного населения. Такую же политику проводят официальные Рига и Таллин. Только у них она не столь решительная, последовательная и радикальная, как у Вильнюса, из-за чего периодически проявляются проблески прагматического мышления (отказ от литовского газа с СПГ-терминала вместо дешевого российского газа или новые робкие попытки привлечь в Ригу и Таллин российских туристов).
Тем не менее генеральная линия остается прежней.
Уничтожение старых связей Прибалтики с Россией для Риги, Таллина и особенно Вильнюса – это абсолютная ценность, для достижения которой допустимо жертвовать экономикой и создавать бытовые неудобства собственным гражданам.
Уходящий 2015 год для этой политики оказался прорывным. Летом Россия объявила о резком сокращении перевозки грузов через Латвию из-за ремонта железнодорожной колеи. В Латвии из двух главных защитников старых экономических связей с Россией в правящем истеблишменте один был просто уволен (министр сообщения Анрийс Матисс), второй – уволен и посажен в тюрьму (директор «Латвийской железной дороги» Угис Магонис).
В конце года президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию призвал развивать отечественные порты на Балтике – так была на высшем официальном уровне выражена государственная политика отказа от транзитных услуг Литвы, Латвии и Эстонии. Результатом этой политики стало падение грузооборота прибалтийских портов в 2015 году – из всех них сейчас растет только литовская Клайпеда, что связано с заинтересованностью в литовских транзитных услугах со стороны Белоруссии. У портов Латвии и Эстонии, которым других заказчиков, кроме российских, ждать неоткуда, грузооборот в уходящем году сократился критически – например, в Таллине он упал на 21% за девять месяцев 2015 года.
Товарооборот между Россией и балтийскими странами так же продолжает сокращаться. Эстонский экспорт в Россию в октябре 2015 года сократился на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом общее падение экспорта составило 12% — то есть, как и было изначально предсказано, санкции, контрсанкции, запрет шпрот и прочее никак не компенсировались – никаких новых рынков для эстонской продукции ожидаемо не нашлось. То же относится к двум другим странам Балтии: товарооборот между Россией и Латвией за первое полугодие 2015 года сократился на 47; экспорт литовской продукцию в Россию за 10 месяцев 2015 года упал на 50%.
Вместе с экспортом в Россию упал и в целом экспорт балтийских стран, но правительства Литвы, Латвии и Эстонии это, похоже, мало интересует. Разговоры про новые европейские (и не только европейские) рынки для прибалтийских элит – это дымовая завеса, призванная замаскировать для населения тот факт, что экономика и благополучие этого населения для политического руководства – вещи глубоко вторичные.
Эти руководители мыслят своей геополитической идеологией, поэтому разрыв старых связей с Россией, будь то железнодорожное сообщение или взаимная торговля – явление исключительно позитивное.
«Рискованный российский рынок, где не только геополитическое напряжение, не только санкции, которые объявляются в ответ на объявленные Западом санкции, но и общий экономический спад. Ведь трехпроцентного сокращения ВВП России в этом году не избежать…. Все эти факторы говорят и должны говорить нашему бизнесу о том, что мы должны пересмотреть отношения с Россией, что это слишком рискованный рынок, что снизилась его покупательная способность, поэтому мы должны переориентировать свой бизнес на другие направления», — заявил осенью этого года министр финансов Литвы Римантас Шаджюс, прямо призвавший литовский бизнес отказаться от деловых связей с Россией.
За минувшие 24 года все давно уже убедились на практике, что никаких новых рынков прибалтийские политики своему бизнесу не найдут и в реальности они предлагают предпринимателям разорение и эмиграцию. Что железные дороги в Прибалтике всегда строились для поездок в Россию и из России, поэтому никакая Rail Baltica альтернативой быть не может и железнодорожную отрасль от банкротства не спасет. Что туристы едут в Прибалтику в основном с Востока и соразмерного потока западных туристов Литва, Латвия и Эстония не привлекут.
Эти факты давно были доказаны эмпирически, но прибалтийским властям они не мешали и не мешают продолжать свою политику размежевания с Россией. Потому что это именно политика – идеологически мотивированный стратегический курс, который оказался заразителен, ведь Россия в последние годы тоже выбрала политику размежевания с Прибалтикой.