Литовские консерваторы устами приближённых к ним экспертов снова предлагают Европе идею окончательного и бесповоротного размежевания с Россией и сближения с США на идейной антироссийской основе. Между тем украинский кризис, которым близкие к СО-ХДЛ политологи обосновывают свою точку зрения, был спровоцирован именно литовской установкой на геополитическую игру против России, «призом» за победу в которой была объявлена Украина.
Многочисленные европейские чиновники, польские, немецкие, прибалтийские политики упорно продолжают делать вид, что не понимают, откуда растут корни украинского кризиса. Из их заявлений следует, что кризис начался с «аннексии Крыма», для прикрытия которой Кремль затем развязал «гибридную войну» на Донбассе. По старой традиции Россия, как всегда, оказывается тем самым легендарным стрелочником, который всегда во всём виноват.
Первый и главный признак сознательного мифотворчества: максимальное упрощение картинки вплоть до превращения её в монохромную. Ни слова о том, что Крым и Донбасс были самыми пророссийскими регионами Украины, а из Донбасса родом к тому же была свергнутая в Киеве правящая элита во главе с президентом Януковичем. Нет, события на Юго-Востоке Украины — это всё «российские козни». Из этих разговоров как-то само собой получается, что до «аннексии Крыма» с Украиной вообще ничего не происходило. Не было ни «коктейлей Молотова», ни «Небесной сотни», ни захвата обладминистраций на западе и в центре страны, ни Виктории Нуланд, раздававшей плюшки на Майдане.
Не говоря уже о том, что не было никакого Вильнюсского саммита, никакого председательства Литвы в Евросоюзе и никакой ассоциации Украины с ЕС, которые ведь и стали детонаторами «политического Чернобыля».
Так, в новом докладе литовского Центра восточноевропейских исследований «Отношения ЕС и России после Крыма: красные линии от “как обычно”» слово «Майдан» за весь текст не встречается ни разу, «Вильнюсский саммит» - ни разу, даже «Вильнюс» только в краткой справке о Центре и его экспертах. От дружной команды Лауринаса Кащюнаса и Марюса Лауринявичюса во всяком случае следовало бы ожидать утверждения годичной давности, что это Путин сорвал Вильнюсский саммит, подкупив и запугав Януковича. Но и этого нет — знает кошка, чьё мясо съела. Путин, может, и подкупил, и запугал, но напоминать о литовском участии в авантюре вокруг ассоциации Украины с ЕС всё равно было бы неблагоразумно.
Зато сама ассоциация Украины с ЕС упоминается. «Странам «Восточного партнёрства», в частности Украине, были даны обещания европейской интеграции. После этого Россия начала выступать против подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, и стало очевидно, что отношения ЕС и России на постсоветском геополитическом пространстве стали “игрой с нулевой суммой”».
Всё правильно, только вопрос: кто сделал ассоциацию стран «Восточного партнёрства» с ЕС «игрой с нулевой сумой»? Само слово «игра» (геополитическая игра) применительно к переговорам об ассоциации первым употребил министр иностранных дел Литвы. И из слов Линаса Линкявичюса украинскому ТВ весной 2013 года прямо следовало, что это игра с «нулевой суммой», то есть когда победитель (ЕС либо Россия) получает всё (Украину). А «всего» не вышло: Крым теперь Европейский союз точно не получит, да и по остальной Украине все высокие заинтересованные стороны вместо литовского геополитического лихачества вынуждены идти по скучному изнурительному пути согласований и компромиссов.
Так что вдохновителями «игры с нулевой суммой» на постсоветском пространстве в ЕС были, прежде всего, деятели из Литовской Республики. И это не только президент Даля Грибаускайте, призывавшая сдерживать РФ и подписать Соглашение об ассоциации с Украиной во что бы то ни стало на всех международных площадках.
Это и сами Лауринавичюс с Кащюнасом, в начале прошлого года подготовившие литовскому руководству концептуальные основы его председательства в ЕС и работы над программой «Восточного партнёрства».
В докладе «Евразийский союз: вызов для Евросоюза и государств “Восточного партнёрства”», презентованном в Сейме Литвы в прошлом феврале Центром восточноевропейских исследований, говорится, что перед угрозой (очень часто попадавшееся в тексте доклада слово) Евросоюз обязан начать форсированную евроинтеграцию стран «Восточного партнёрства», а последним в бескомпромиссном порядке придётся выбирать между Европой и Россией. Фактически словами этого доклада, переведёнными на более близкий ей язык лозунгов и ультиматумов, Даля Грибаускайте разговаривала с украинским лидером Януковичем, когда последний в том же феврале посетил Вильнюс.
Ко времени Вильнюсского саммита литовский подход по отношению к Украине и России восторжествовал во всей Европе. Хотя ещё в конце 2012 года сотрудники Кэтрин Эштон убеждали российских коллег, что ассоциация Украины с ЕС не имеет геополитической направленности и не носит антироссийского характера. Не вызывала отторжения идея трёхстороннего диалога Москвы, Киева и Брюсселя по минимизации рисков создания зоны свободной торговли Украины и Евросоюза, по использованию ассоциации Украины как пространства возможностей для выхода на новый уровень сотрудничества России с ЕС.
Но победила самая деструктивная, примитивная и разрушительная концепция восточноевропейских и североамериканских «ястребов», гарантировавшая и делавшая неизбежным грандиозный конфликт и внутри Украины, и вокруг неё.
«Крымский случай показал, что с помощью быстрых военных операций и решительной дипломатии Россия может поставить Запад перед свершившимся фактом, а медленная реакция Запада в принципе позволяет России постепенно восстанавливать своё право давления в предполагаемой сфере её интересов», - один из многочисленных примеров запугивания потенциального европейского читателя и самих себя Россией в новом докладе литовских консерваторов-экспертов. Ещё там упоминаются «военная интервенция в Украину», «поддержка террористов», российская пропаганда и информационная война.
Но самый большой страх в докладе ощущается даже не из-за России, а из-за того, что отношения России с Европейским союзом могут вернуться к докризисному статус-кво. Авторы с тревогой напоминают, что после «военной агрессии» России против Грузии в 2008 году партнёрские отношения ЕС и России возобновились уже в следующем году и стали лучше, чем были несколько лет до этого. Правда, тогда именно европейская миссия наблюдателей после полутора лет расследований назвала президента Саакашвили человеком, развязавшим войну. Но литовские правые русофобы живут в своём особом мире, в котором и Цхинвал 08.08.08 бомбил Путин, и жилые кварталы Донецка и Луганска этим летом обстреливал он же.
У них создалась уникальная ситуация, когда вся их внешнеполитическая концепция, направленная на то, чтобы быть клином между Россией и Европой и не допустить их сближения, почти состоялась. Поэтому в Вильнюсе очень боятся, что теперь может начаться обратный процесс.
В докладе это называется «проявление слабости» - Европа всё больше идёт на компромиссы и послабления в отношениях с Россией, всё чаще прислушивается к своему пророссийскому деловому лобби. Всё больше стран в лице своего политического руководства предлагают пересмотреть отношения Евросоюза с Россией и начать работу по отказу от санкций.
Весь доклад литовских экспертов сводится к тому, что этого допустить нельзя: нельзя позволить свершиться нормализации российско-европейских отношений. Он ведь так и называется: «Отношения ЕС и России после Крыма: красные линии от “как обычно”». Новая историческая сверхзадача Литвы: «заморозить» украинский кризис в международных отношениях, не дать отношениям России с Европой сделаться «как обычно». То есть нормальными.